ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ДЖ. ПЕРРИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№7,

Экономические науки

Баклан Ирина Сергеевна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ; ДЖ. ПЕРРИ; МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ; МОТИВАЦИЯ СЛУЖЕНИЯ; РАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ; АФФЕКТИВНЫЕ МОТИВЫ; ПЕРСОНАЛ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; CUSTOMS AUTHORITIES; THE CONCEPT OF MOTIVATION; JOHN. PERRY; THE MOTIVATION OF PUBLIC SERVANTS; THE MOTIVATION OF SERVING; RATIONAL MOTIVES; AFFECTIVE MOTIVES; THE PERSONNEL OF CUSTOMS AUTHORITIES.


Аннотация: В статье проанализированы теоретические основы концепции мотивации служения государственных служащих в таможенных органах. Рассмотрены категории мотивов, присущие государственным служащим, а также способы их трансформации в стимулы, которые побуждают должностных лиц таможенных органов улучшать свою профессиональную деятельность.

Таможенные органы России представляют собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли. В настоящее время во внутриведомственном управлении особенно остро стоит проблема повышения мотивации должностных лиц. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности мотивационного воздействия таможенного ведомства на деятельность коллективов таможенных органов.

Трудовая деятельность таможенных служащих направлена на реализацию общенациональных интересов, на укрепление общественного и государственного строя. Для должностных лиц таможенных органов характерна высокая степень ответственности за принимаемые решения и их реализацию, за получаемые результаты. Должностное лицо осуществляет свои функции в рамках жесткой нормативной регламентации трудовой дисциплины [1].

Главная цель деятельности таможенных служащих заключается в улучшении благосостояния населения, обеспечении экономической безопасности России, а также повышении эффективности работы государственных органов в целом [5]. Следовательно, рассмотрение теорий мотиваций применительно к деятельности таможенных органов является не просто актуальным, но и необходимым, это позволяет понять, что в наибольшей мере стимулирует должностных лиц к выполнению ими своих профессиональных обязанностей [9].

Согласно общей теории менеджмента главным стимулом человека является возможность извлечения личной выгоды и удовлетворение его эгоистичных потребностей [2]. Однако в противовес этому можно привести положения концепции мотивации государственных служащих или иными словами «концепции мотивации служения», автором которой является Дж. Перри. В своей работе «Мотивационные основы государственной гражданской службы» он вводит понятие «мотивация служения», под которым понимает совокупность мотивов индивида, которые могут быть удовлетворены только на государственной службе [6].

Рассматриваемая концепция своей сущностью связана с реализацией государственными служащими шести аспектов в своей деятельности: привлечение к разработке государственной политики, приверженность общественным интересам, гражданский долг, социальная справедливость, самопожертвование и сострадание [7]. Автор справедливо отмечает, что только на государственной службе можно выделить такие понятия как альтруизм и служение обществу, что именно госслужащим присущи такие черты, как желание прилагать усилия на благо других людей и лучшим вознаграждением для них является удовлетворение именно чужих потребностей, а не своих собственных [10,11].

Джеймс Перри выделяет три категории мотивов, присущих государственным служащим [7]:
1. Рациональные мотивы, которые определяют действия, основанные на принципе максимизации индивидуальной полезности;
2. Мотивы, основанные на соблюдении установленных правил;
3. Аффективные мотивы, которые предполагают инициацию тех или иных образцов поведения в ответ на эмоциональное возбуждение, вызванное социальным окружением.

Примерами рациональных мотивов служат участие государственных служащих в процессе разработки государственной политики, их причастность к реализации государственных программ, защита общественных интересов. К мотивам, основанным на соблюдении установленных правил и законодательных норм, Дж. Перри относил желание служить интересам общества, лояльность к исполняемым обязанностям и государственным органам в целом, социальная безопасность [4]. Под аффективными мотивами Дж. Перри понимал искреннюю убеждённость в социальной значимости реализуемой государственной программы, патриотизм и благотворительность и т.д. Для каждого госслужащего в различные периоды времени и на различных этапах его карьеры значимость каждой группы мотивов может изменяться. Тем не менее, Дж. Перри считал, что данные мотивы свойственны каждому госслужащему в отличие от работников частного сектора. Однако данные мотивы необходимо правильно трансформировать в стимулы, которые призваны побуждать должностных лиц таможенных органов продолжать и улучшать свою деятельность [3].

Также Дж. Перри предложил стратегию и практику управления, которые укрепляют систему ценностей, связанных с государственной службой. Необходимо четко и ясно сформулировать миссию и видение государственной организации, в нашем случае таможенной службы, которые отражали бы мотивы деятельности персонала таможенных органов, и в дальнейшем смогли бы донести их до каждого должностного лица [5].

Также важной предпосылкой создания заинтересованности должностных лиц в результатах труда является обеспечение информацией о ценностях государственной службы тех людей, которые только поступили в таможенные органы, а также донесение до них того, что поведение должностных лиц на рабочем месте полностью отражает эти ценности [12]. Впоследствии этого можно привлечь молодые кадры, которые будут поддерживать внутриведомственные ценности [6].

В теории Дж. Перри присутствует определённая идея, которая может объяснить поведение должностных лиц государственной службы в той или иной ситуации. Однако все люди индивидуальны и теоретические знания не всегда могут помочь руководящему составу таможенных органов в принятии ими управленческих решений. Рассматриваемая концепция позволяет выявить основные виды стимулов, которые могут оказывать существенное влияние на мотивацию таможенных служащих [8].

Таким образом, чтобы повысить мотивацию труда персонала таможенных органов необходимо обеспечить для каждого должностного лица такие условия, которые будут улучшать дисциплину, стимулировать, способствовать реализации профессионального и творческого потенциала, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что благотворным образом скажется на уровне результативности ведомства. Главными задачами системы управления персоналом в рамках государственной службы в таможенных органах являются ориентация персонала на бескорыстное служение обществу, повышение уровня социальной эффективности, а также получение максимальной отдачи и достижение большей эффективности труда.


Список литературы

  1. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  2. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  3. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  4. Андреева Д.А. Особенности мотивации государственных гражданских служащих в процессе оказания государственной услуги // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2014. — №2. — С. 28-34.
  5. Данилина М.В., Подлиннова А., Силаев А. Портрет государственного служащего: социальные и психологические аспекты // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 1-2 (41). — С. 83-89.
  6. Ирхин Ю. В. Современные системные управленческие компетенции и мотивации государственных служащих как фактор модернизации госслужбы [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/53948 (дата обращения: 03.06.17).
  7. Perry J. Measuring Public Service Motivation: An Assessment of Construct Reliability and Validity // Journal of Public Administration Research and Theory. — 1996. — Vol. 6, № 1. — P. 5-22.
  8. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  9. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  10. Клитинова В.А.; Кнышов А.В. Возможность применения теории мотивации Портера–Лоулера в деятельности таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 122-124.
  11. Кнышов А.В. Жизненные ценности как социальный феномен // Сборник: Таможня: история, теория, практика; материалы конференции «Неделя науки». Ростовский филиал Российской таможенной академии. — 2007. — С. 220-223.
  12. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.