УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

№40,

Юридические науки

Посева Виктория Абдурахмановна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА; НАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ; ADMINISTRATIVE OFFENSE; CUSTOMS REGULATIONS; VIOLATION; ADMINISTRATIVE LIABILITY; GROUNDS FOR INVOLVEMENT.


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с определением понятия административной ответственности за нарушение таможенных правил, а также исследуются особенности привлечения к административной ответственности за нарушение этих правил. Кроме того, рассмотрены основания, по которым лиц, нарушивших таможенные правила возможно привлечь к административной ответственности.

На сегодняшний день очевидны изменения, произошедшие за последние годы в отношении роли таможенной службы в России, не только как одного из органов исполнительной власти, который регулирует первоочередные вопросы деятельности государства, связанные с внешней экономикой, но также как правоохранительного и контролирующего органа.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества правонарушений, совершаемых в таможенной сфере, происходят изменения, содержащиеся в противоправном поведении людей, что затрагивает и характер общественных отношений. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности [5, С. 25].

Таможенные правила представляют собой совокупность норм и положений, которые определяют порядок того, каким именно образом должно осуществляться перемещение товаров, таможенный контроль и соответствующее оформление документов на товары и транспортные средства, которые нуждаются в перемещении через таможенную границу РФ.

Одним из основных направлений правоохранительной деятельности таможенных органов можно выделить функционирование по пресечению административных правонарушений, которые имеют место быть вследствие несоблюдения таможенных правил. Полномочия и функции работников таможенных органов предусмотрены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза [2], а также положениями законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Административные правонарушения в таможенной сфере являются самостоятельной разновидностью административного правонарушения. Составы данного рода правонарушений сконструированы в главе 16 КоАП РФ [1].

Административные правонарушения, которые непосредственно имеют отношение к нарушению таможенного законодательства, обладают определенными признаками, которые применяются в виде оснований для привлечения к административной ответственности:

— административное правонарушение представляет собой деяние как волевой осознанный акт поведения человека, которое выражается в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, ответственность за которое установлено определенной статьей КоАП РФ;
— совершение правонарушения является единством физического действия и психического отношения к этому действию осуществившего его лица [3, С. 22].

Нарушение таможенных правил – это противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный таможенным законодательством РФ и международными договорами РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за нарушение таможенных правил – это специфическая форма реагирования государства в лице таможенных органов или суда на совершение правонарушений в сфере таможенной деятельности, в соответствии с которой лица, совершившие эти проступки, должны ответить за свои противоправные деяния и понести за это наказание в установленных таможенным законодательством формах и порядке.

Целью административной ответственности за правонарушения против таможенных правил является охрана и защита общественных отношений в сфере правового регулирования таможенной деятельности. А также воспитание граждан и должностных лиц в духе уважения к нормам таможенного права. В деле правоохраны административно принудительные меры выполняют не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения и пресечения.

Выявление и доведение дел до логического завершения является непосредственной обязанностью таможенных органов. При нарушении таможенных правил должностное лицо, представляющее таможенные органы обязано привлечь нарушителя к административной ответственности, для этого нужно провести ряд процессуальных действий, которые обозначены в процессуальном законодательстве.

Для того, чтобы вынести окончательный вердикт по делу и прийти к обоснованному решению, необходимо тщательно изучить все обстоятельства по делу, все документы, имеющие отношение к данному делу, провести другие необходимые мероприятия по делу, и только после этого можно вести речь о предъявлении административного обвинения и назначения соответствующего наказания [4, С. 109].

По завершении процессуальных действий, сотрудник таможенных органов обязан составить документ (постановление), на основании которого возможно применить к нарушителю определенное наказание. В нем указывается какое конкретно правонарушение было совершено, какие нормы законодательства были нарушены и какую административную санкцию можно применить в том или ином случае.

Указанное постановление должно быть составлено с соблюдением норм ст. 23.8 КоАП РФ и в порядке, предусмотренном главой 29 КоАП РФ, отвечать всем процессуальным требованиям и подписанным должностным лицом, которое его составило.

К органам, уполномоченным на ведение административного процесса, относятся и таможенные органы. Для них правоохранительная деятельность является одной из основных функций. Данная деятельность направлена на борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного регулирования в целях защиты экономической безопасности государства, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья людей, пресечения незаконного оборота наркотиков, оружия, денежных средств и т.д.

Одной из важных особенностей привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил, является то, что прежде всего, необходимо квалифицировать содеянное и для этого нужно определить не только объект правонарушения, но и установить предмет, который может выражаться в товарах, транспортных средствах, валюте, других ценностях, перевозимых через таможенную границу, а также наличие документов, сопутствующих перевозу этих предметов. Только изучив все это в совокупности, можно при нарушении правил, говорить о верной квалификации преступления и назначения должного административного наказания.

Кроме того, что должностным лицом рассматриваются обстоятельства дела, повлекшего нарушение таможенных правил, должны учитываться также и положение вещей, которые влияют на смягчение либо ужесточение, применяемых мер за административное правонарушение. В ходе выяснения, учитываются такие факторы как характеристика лица, совершившего данный проступок, выяснение обстоятельств, совершались ли им ранее противоправные деяния и прочее.

В случае, если необходимо установить какие-либо обстоятельства, требующие доказательств, проводится административное расследование по делу, и по окончании процедур, составляется протокол и вместе с материалами дела передаётся в суд.

Поскольку санкции статей 16 главы являются альтернативными, центральной проблемой является назначение наиболее справедливого наказания, целью которого, в первую очередь, является предупреждение новых преступлений [6, С. 188].

Для этого необходимо на самой начальной стадии при выявлении проступка выяснить все обстоятельства, узнать о личности правонарушителя, попытаться понять его дальнейшие намерения, финансовое положение и многие другие факторы, способствующие совершению правонарушений или даже преступлений в таможенной сфере.

Таким образом, можно подвести итог, и подчеркнуть, что привлечение к административной ответственности за таможенные правонарушения имеют свою специфику, отражающуюся от сути правовых отношений до выбора применяемой меры к виновному лицу. Поэтому для правильного разрешения дела, необходим добросовестный подход к рассматриваемому вопросу.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71652992/.
  3. Ёркина Т.Н. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина им. И.А. Бунина, 2017. – 73 с.
  4. Кобзарь-Фролова М. Н. Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил) / М. Н. Кобзарь-Фролова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 5. – С. 109-118.
  5. Лебедева М. А. К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела / М. А. Лебедева. — Текст: непосредственный // Государство и право: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 25-28.
  6. Рудакова В. В. Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил / В. В. Рудакова, П. А. Паулов // Modern Science. – 2021. – № 2-1. – С. 188-190.