УДК 342.92

К ВОПРОСУ О ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

№40,

Юридические науки

Посева Виктория Абдурахмановна


Ключевые слова: ПРАВОНАРУШЕНИЕ; НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; НАКАЗАНИЕ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ; OFFENSE; VIOLATION OF CUSTOMS RULES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; TYPES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PUNISHMENT; WARNING; ADMINISTRATIVE FINE; CONFISCATION OF THE INSTRUMENT OF COMMISSION OR THE SUBJECT OF ADMINISTRATIVE OFFENSES.


Аннотация: В статье анализируются вопросы, связанные с характеристикой видов административной ответственности за нарушение таможенных правил, подробно раскрыто их понятие и содержание, автором выявлены особенности назначения и применения конкретных видов ответственности, предусмотренных КоАП РФ за нарушение таможенных правил.

Таможенное законодательство Евразийского экономического союза, как и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании, устанавливает содержание правоохранительной деятельности таможенных органов [2].

Нарушение таможенных правил влечет общественную опасность, влияющую на общественные отношения в таможенной сфере и выражается не только в причинении вреда или создании угрозы причинения вреда, но и посягает на отношения, связанные с пополнением доходной части федерального бюджета [5, С. 68].

Борьба с этим видом правонарушений ведется разными методами, в том числе административно-правовыми. Административная ответственность является частью правового механизма обеспечения законности во всех областях государственного управления, в том числе в спектре общественных отношений, связанных с таможенным регулированием.

Административно наказуемое нарушение таможенных правил является составной частью административных правонарушений вообще и достаточно распространено как посягательство на нормальную деятельность в сфере таможенно-правовой деятельности [6, С. 10].

Административным правонарушением в таможенной сфере является противоправное, виновное (преднамеренное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на установленный законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров, транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, предъявление их таможенным органам. Нарушение правил таможенной деятельности, а также перемещения предметов, находящихся под таможенным контролем либо контроль за которыми возложен на таможенные органы, влечет за собой применение административной ответственности, предусмотренной нормами отечественного административного законодательства.

С целью предупреждения совершения нарушения таможенных правил, отечественный законодатель в КоАП РФ предусмотрел главу 16, именуемую «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» [1] и содержащую 24 статьи, каждая из которых посвящена тому или иному виду нарушения таможенных правил.

В соответствии с положениями КоАП РФ к видам административной ответственности за нарушение таможенных правил относятся:

— предупреждение;
— административный штраф,
— конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ под предупреждением понимается мера административного наказания, посредством которой происходит осуждение лица на государственном уровне, нарушившего законодательство, регламентирующее таможенные правила. Данную меру наказания могут назначить органы исполнительной власти, наделенные такими полномочиями в письменной форме или судья посредством судебного решения.

При подробном изучении статистики деятельности судов общей юрисдикции установлено, что судьи чаще всего назначают предупреждение физическим лиц, гражданам Российской Федерации. Практически не применяется предупреждение к юридическим лицам, крайне редко к иностранным гражданам, лицам без гражданства [3, С. 229].

Законодатель как бы ставит обязательные условия, совокупность которых делает возможным назначение данной меры принуждения: назначается лицам, ранее не совершавшим административные правонарушения; назначается при отсутствии причинения вреда либо угрозы причинения вреда в результате противоправного деяния общественным отношениям.

Из этого следует, что административное наказание в виде предупреждения — это установленная КоАП РФ мера административной ответственности за совершение нарушения таможенного законодательства Таможенного союза Евразийского экономического союза, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица, признанного виновным в совершении нарушения таможенных правил, и применяемая таможенным органом и/или судом в целях обеспечения правопорядка в области таможенного дела и предупреждения совершения новых правонарушений.

Следующий вид административной ответственности, применяемой за нарушение таможенных правил, является административный штраф.

Административный штраф считается одним из самых распространённых видов наказания и чаще всего применяется по отношению к лицам, совершившим административное правонарушение. Штраф как административная мера наказания может использоваться не только в данной форме, но и как важный элемент федерального бюджета, а также бюджета субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Административный штраф имеет фиксированную, установленную КоАП РФ денежную сумму и взимается принудительно в случае совершения административного правонарушения. Административный штраф, на наш взгляд, является самой объективно выраженной мерой наказания, при реализации которой проявляется принцип справедливости наказания.

Диапазон штрафных санкций, предусмотренных КоАП РФ за нарушения таможенных правил, в абсолютных величинах – от ста рублей до пятисот тысяч рублей. Фактически же верхний предел штрафных санкций при их исчислении в кратной сумме стоимости товаров транспортных средств или подлежащих уплате таможенных платежей может превосходить данный верхний порог в энное количество раз, например при наложении административного штрафа в размере трехкратного размера стоимости товара и (или) транспортных средств, явившихся предметами административных правонарушений, да еще с применением в качестве дополнительного наказания конфискации предметов административного правонарушения.

Конфискация орудия совершения или предмета нарушения таможенных правил может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения является мерой ответственности правонарушителя за совершенное административное правонарушение, поскольку его лишают собственности в принудительном и безвозмездном порядке и он, как правонарушитель обязан претерпеть эти неблагоприятные последствия. Кроме того, конфискация именно орудия административного правонарушения приводит к тому, что уже этой вещью правонарушитель точно не сможет совершить никаких правонарушений в будущем и показывает остальным участникам общественных отношений пример чрезвычайных последствий [7, С. 316].

Данная мера административного наказания согласно КоАП РФ, не предусматривает, какого-либо причинения правонарушителю физического страдания, или унижение его чести или достоинства. Конфискация назначается только в судебном порядке.

Как правило, объектом конфискации выступают товары или транспортные средства, явившиеся предметами административного правонарушения. Лишь в одном случае они могут рассматриваться еще и как орудие совершения правонарушения – при сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, административная ответственность за нарушение таможенных правил — это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела, которая может быть назначена только в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71652992/.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Голованова Т. В. Предупреждение как вид административного наказания / Т. В. Голованова, Е. В. Кравченко // Юристъ-Правоведъ. – 2021. – № 3(98). – С. 229-234.
  4. Ишбулдин Р. В. Таможенная политика как приоритетное направление государственной политики России / Р. В. Ишбулдин // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. – № 44. – С. 334-338.
  5. Подройкина И. А. Правонарушения в сфере таможенного дела: общественная опасность и критерии разграничения / И. А. Подройкина, В. В. Лавринов // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 12(154). – С. 68-71.
  6. Редькина Е. А. К вопросу о понятии административных правонарушений в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) / Е. А. Редькина. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 7-10.
  7. Чувилов А. А. Административная природа конфискации орудия совершения (предмета административного правонарушения) как вида административного наказания / А. А. Чувилов // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. – № 5(14). – С. 316-323.