УДК 342.95

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ

№40,

Юридические науки

Назарова Ангелина Муратовна


Ключевые слова: МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ; МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЗАДЕРЖАНИЕ; ПРИВОД; АРЕСТ; ЗАКОННОСТЬ; MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESTRAINT; MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION; OFFENSES; DETENTION; DRIVE; ARREST; LEGALITY.


Аннотация: Осуществлён детальный анализ практических аспектов применения мер административного пресечения, сделан логический вывод и обоснованность мер административного пресечения.

Вопросы безопасности обществе и государства являются настолько же важными, как и вопросы безопасности отдельной личности, что возможно при организации такой правоохранительной системы, которая бы функционировала слаженно и эффективно. Для это оправданно необходимо, что существующий административно-правовой механизм также был настроен таким образом, что имеющиеся положения Конституции РФ [1] реализовывались в полной мере.

При реализации мер административного пресечения огромное значение имеют различные компоненты процессуального характера. Сюда входят следующие важные компоненты, которые взаимосвязаны между собой, без возможности быть заменяемыми друг другом, в связи с тем, в целом в механизме реализации мер административного пресечения каждому и компонентов отведена особая отдельная роль:

— Правового характера;
— Социально-психологического характера;
— Техническо-процессуального характера;
— Организационного характера.

К мерам пресечения, применяемым к нарушителю, относятся:

— прекращение противоправных и иных действий, которые препятствуют выполнению непосредственных обязанностей государственных органов и должностных лиц;
— непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;
— задержание и доставление;
— принудительное лечение людей, которые страдают заболеваниями, опасными для окружающих;
— временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном и ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей.

Практические аспекты применения мер административного пресечения вызывают ряд вопросов на практике. Так, стоит отметить возникновение административных правоотношений между физическими, юридическими лицами и сотрудниками полиции, которые осуществляют свои полномочия, проявляемые в применении мер административного пресечения. Проблемным является законодательные пробелы в регулировании действий должностных лиц, осуществляющих свои полномочия — факт отсутствия чёткого определения таковых [4, с. 72].

При применении мер административного пресечения уполномоченное должностное лицо должно принимать во внимание все правовые нормы, которые обеспечивают законность его действий. Кроме того, правоприменителю необходимо учитывать другие нормы права, которые охраняют права и свободы граждан, к которым применяются меры административного пресечения. Укреплению законности и правопорядка способствует демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов, а сама законность в свою очередь может способствовать развитию и укреплению демократии.

Одни исследователи в области административного права считают, что основания применения мер административного пресечения представляют собой установленный законодательством порядок совершения уполномоченным должностным лицом юридически значимых действий, направленных на достижение юридического результата, предусмотренного материальной нормой, закрепляющей конкретную меру административного пресечения.

М.Э. Шукурова отмечает, что основанием к применению мер административного пресечения в первую очередь является охрана общественного порядка от возможных нарушений, наступления вредных последствий, во-вторых, это неотложная помощь со стороны государства, которое оказывает её в виде пресечения действий, нарушающих правовые предписания., закреплённые законодателем [7, с. 51].

К.С. Гусаров пишет, что основанием к применению мер административного пресечения является принудительное прекращение противоправных действий, нарушающих установленный порядок [2, с. 6].

А.О. Константивнова обосновывает свою точку зрения по поводу оснований применения мер административного пресечения тем, что важнейшей целью данных принудительных средств является ликвидация вредных последствий правонарушения, восстановления нарушенных общественных отношений, и что эти меры «могут быть только санкциями право восстановительными» [5, с. 56].

А.О. Митюков отмечает, что основанием для применения мер административного пресечения может служить как борьба с административными проступками, так и прекращение преступных действий [6, с. 180]. Меры административного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельность субъекта, что позволяет в большинстве случаев фактически решить его физической возможности действовать. Не случайно в группе мер административного пресечения, называемых Федеральным законом «О полиции», лишь одна мера – требование прекратить противоправное поведение, лишена свойства материального (физического) воздействия.

По мнению Ф.А. Калинина, перечень мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции, весьма разнообразен: от требования прекратить противоправное поведение до применения огнестрельного оружия. По своей сущности – это меры психического, материального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжить правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей [4, с. 72].

Исходя из вышеизложенного мнения, ведущим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия (использует резиновою палку, огнестрельное оружие и т.д.). Но не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти. Таким образом, применение мер административного пресечения связано с отрицательным волеизъявлением конкретного лица и не требует предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 04.07.2020 г. № 144.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
  3. Гусаров К. С. Значение мер административного пресечения / К. С. Гусаров // Студенческий вестник. 2019. № 43-2(93). С. 6.
  4. Ефремова Д.В. Особенности применения мер административного пресечения / Д. В. Ефремова // Работы членов студенческого научного общества СЮИ ФСИН России: Сборник статей. – Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 49.
  5. Калинин Ф.А. Меры административного пресечения: значение, основание и порядок применения / Ф. А. Калинин // Студенческий вестник. 2019. № 47-2(97). С. 72.
  6. Константинова А.О. Меры административного пресечения / А. О. Константинова // Colloquium-Journal. 2019. № 25-10(49). С. 56.
  7. Митюков А.О. Меры административного пресечения, применяемые к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения / А. О. Митюков // Лучшая студенческая статья 2019: сборник статей XXVI Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч., Пенза, 20 декабря 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 180.
  8. Шукурова М.Э. Меры административно-процессуального пресечения, влекущие за собой административный арест или административное выдворение / М. Э. Шукурова // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 15(63). С. 51.