УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

№40,

Юридические науки

Скоробогатова Александра Игоревна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ВИНА; ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ; ADMINISTRATIVE OFFENSE; GUILT; LEGAL ENTITIES; OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; GROUNDS FOR INVOLVEMENT.


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с теоретическими взглядами на институт административной ответственности юридических лиц, а также исследуются особенности привлечения к административной ответственности указанной категории субъектов. Кроме того, рассмотрены основания, по которым юридических лиц возможно привлечь к административной ответственности по административному законодательству.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, выражающийся в применении государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных мер воздействия.

По общему правилу основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения – виновного противоправного деяния. Если противоправность является формально-юридическим признаком, не вызывающим затруднений для идентификации, то проблема вины, определяющая виновность неодушевленного субъекта, является общеизвестной сложностью.

В настоящее время законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и обновляется, вносятся новые проекты законов, которые впоследствии вступают в законную силу.

Существует интересное мнение Б.В. Россинского [6, С. 139], который считает, что сегодняшнее закрепление ответственности юридических лиц – это по сути правовая фикция, обусловленная, во-первых, фискальной направленностью государственной власти, во-вторых, появлением мощного рычага государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, и в-третьих, непродуманной формулировкой в законе, допускающей при назначении административного наказания объективное вменение, когда наличие состава административного правонарушения устанавливается при наличии лишь признаков, предусмотренных объективной стороной состава.

Основания административной ответственности А. Я. Неверов подразделяет на следующие группы: нормативные, фактические, процессуальные [5, С. 11].

К нормативным основаниям можно отнести нормативно-правовые акты, которые предусматривают меру ответственности за нарушение административных норм. К фактическим основаниям следует относить противоправные деяния конкретного субъекта, которые нарушают правовые предписания, охраняемые административными нормами. К процессуальным основаниям относится акты компетентного субъекта о наложении конкретного наказания за конкретное административное правонарушение.

Для того, чтобы привлечь юридическое лицо к административной ответственности оно должно совершить административное правонарушение.

Юридическое лицо может привлечь к административной ответственности лишь государственные органы и (или) суды. Именно они обладают в пределах своих полномочий и компетенции правом на осуществление контроля за деятельностью юридического лица и в случае выявления нарушений закона со стороны юридического лица привлекать его к ответственности.

Юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за совершение действий, противоречащих законодательству, среди них есть те, которые юридическими лицами совершаются чаще всего.

В частности, это несоблюдение юридическими лицами земельного, экологического, налогового, бюджетного, антимонопольного законодательства, несоблюдение правил пожарной безопасности, санитарных и природоохранных, таможенных правил. И по каждому указанному виду существуют свои контролирующие органы в обязанности, которых входит проверка деятельности юридического лица [3, С. 285].

Прежде всего, следует обратить внимание на особенности административной ответственности юридического, как субъекта административного правонарушения.

Отличительной особенностью является то, что не каждое общественное объединение является юридическим лицом и для привлечения к административной ответственности юридического лица оно должно обладать правовым статусом юридического лица, то есть должно быть зарегистрировано в установленном законе порядке.

Несмотря на то, что совершившие административные правонарушения лица, в соответствии с КоАП РФ, равны перед законом, по логике законодателя юридические лица, по сравнению с должностными лицами, к которым в части назначения наказания приравнены индивидуальные предприниматели, а также по сравнению с физическими лицами, за одно и тоже административное правонарушение несут в разы большую ответственность.

Проблемой привлечения юридического лица к административной ответственности является то, что юридическое лицо должно обладать статусом юридического лица, так как без этого невозможно будет привлечь к административной ответственности.

Наиболее существенной проблемой в части привлечения юридического лица к административной ответственности является установления его виновности [2, С. 318].

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ [1], юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Психологическое содержание вины юридического лица выражено в воле участников такого коллектива, а не отдельными физическими лицами, которые осуществляют свою деятельность вне зависимости от коллектива или вне связи со своими обязанностями. Юридическое лицо отвечает за виновное действие своих органов, представителей и членов, когда такое осуществляли действия в пределах своих полномочий.

Существует точка зрения, что правильнее и эффективнее всего привлекать к ответственности за административные правонарушения только физических лиц, так как организации не обладают самостоятельной волей и в их деяниях не может содержатся признак вины. Эта позиция объясняется тем, что юридическим лицом всегда руководит одно или несколько физических лиц, которые и должны нести ответственность за нарушение.

Помимо этого, различен и порядок обжалования решений и постановлений, вынесенных вышеупомянутыми судами. Стоит отметить, что сама процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах менее конкретизирована и является более сложной, по сравнению с процедурой в судах общей юрисдикции.

Можно выделить следующие особенности административной ответственности юридических лиц [4, С. 168]:

1) согласно нормам КоАП РФ назначение административного наказания юридического лица, которое может нести ответственность, если оно является физическим лицом и наоборот, что отвечает принципам справедливости, а так же правилу, что все равны перед законом;
2) КоАП РФ содержит четко структурированные особенности в рамках административной ответственности, которые должны исполнять юридические лица, даже если они находятся в стадии реорганизации;
3) юридические лица имеют особые виды административных наказаний, которые они должны знать и соблюдать для того, чтобы не нести административную ответственность;
4) в ходе неправомерной деятельности юридическое лицо может довести до банкротства свою организацию, тем самым нанести ущерб предпринимательской деятельности, в связи с этим предусматривается административный штраф в размере более сотни тысяч рублей, а в особых случаях штраф может быть и от 1 до 5 млн рублей.

Таким образом, подводя итог можно констатировать, что отличительными особенностями привлечения к административной ответственности юридических лиц выступает их правовой статус, а также относительно большие размеры штрафных санкций.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Исламова Л.Р. Проблемы и особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности // Аллея науки. — 2018. — Т. 6. №5 (21). — С. 315-318.
  3. Исламова Э.Р., Клюева К.И. Деятельность прокурора по привлечению юридических лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения в экологической сфере // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9. № 9-1. -С. 284-294.
  4. Левичев П. А. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности / П. А. Левичев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 166-169.
  5. Неверов А. Я. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. — 2022. — № 2. — С. 10–16.
  6. Российский Б.В. Вновь о вине юридического лица // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015, № 6. — С. 139-143.