УДК 342.92

К ВОПРОСУ О ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

№40,

Юридические науки

Скоробогатова Александра Игоревна


Ключевые слова: ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАКАЗАНИЕ; ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; LEGAL ENTITY; OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PUNISHMENT; TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES; WARNING; ADMINISTRATIVE FINE; CONFISCATION OF THE INSTRUMENT OF COMMISSION OR THE SUBJECT OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE SUSPENSION OF ACTIVITY.


Аннотация: Данная статья посвящена характеристике административной ответственности, назначаемой юридическим лицам, подробно раскрыто понятие и содержание видов административных наказаний. Кроме того, автором выявлены особенности назначения и применения конкретных видов наказаний, предусмотренных КоАП РФ в отношении юридических лиц.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) [2] – это качественно новая ступень в развитии всей отрасли отечественного административного права, что в полной мере справедливо и по отношению к институту административной ответственности организаций. Указанный кодекс, содержательно переработав и обобщив действовавшее до него административное законодательство, выработал единую концепцию административной ответственности юридических лиц.

Стоит отметить, что в КоАП РФ отсутствует термин «юридическое лицо», однако его определение дается в ст.48 ГК РФ [1], которая определяет юридическое лицо как организацию, обладающую обособленным имуществом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которая выступает в гражданском обороте от собственного имени и несущая самостоятельную имущественную ответственность. Юридическое лицо является отдельным видом правоотношений, с определенным видом прав и обязанностей [6, С. 123].

Исходя из законодательного определения юридического лица‚ традиционно в цивилистической доктрине выделяют следующие его признаки: организационное единство‚ имущественная обособленность‚ самостоятельная имущественная ответственность‚ участие в гражданском обороте и в суде от своего имени.

Изучение КоАП РФ подтверждает тот факт, что юридическое лицо имеет правовую природу, если рассматривать его через призму административного права. Стоит выделить, что для юридических лиц в КоАП РФ предусмотрены статьи, согласно которым юридическое лицо несет административную ответственность в случае правонарушений [5, С. 164].

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности [3, С. 148].

Согласно нормам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Юридические лица привлекаются к административной ответственности за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, нарушения требовании заключения гражданско-правовых договоров.

В отношении юридических лиц административное законодательство устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ);
2) административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ), который является одним из самых распространенных наказаний, согласно статистическим данным;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП);
4) административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ).

Обращает на себя внимание то, что первые три названных административных наказания могут назначаться как гражданам, так организациям, тогда как последний вид подлежит применению исключительно к организациям (либо субъектам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица).

Предупреждение представляет собой меру административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица, вынесенном в письменной форме [4, С. 54].

Предупреждение по карательному воздействию является самым легким видом наказания. Суть предупреждения заключается в предостережении лица недопустимости противоправного поведения в будущем. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, например, нарушение правила перехода дороги в неположенном месте (ч.1 ст. 12.29 КоАП). Если лица, которые уже подвергались предупреждению, совершили аналогичное (повторное) нарушение, то к ним, должны быть применены уже более строгие меры административной ответственности. Так же может применяться в качестве дополнительного наказания.

Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

Административный штраф имеет общий характер административных наказаний. Государственный характер этой меры воздействий зависит от ее содержания в административном законодательстве, которое, по сути, является публичной правовой волей государства. Анализ административно-правовых санкций за административные правонарушения позволяет сделать вывод, что такая административная мера весьма распространена.

В борьбе с административными правонарушениями штраф используют чаще всего. Как показывает практика, штраф может выступать как основным видом наказания, так и в качестве дополнительного наказания.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:

— с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция);
— с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административный штраф в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ предусматривает денежный штраф, размер которого может варьироваться в зависимости от конкретного правонарушения и достигать 60 млн рублей. Также возможно его использование в сумме, кратной стоимости объекта правонарушения, сумме неуплаченных налогов или других сборов и проч.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Следующим видом административного наказания в отношении юридических лиц является конфискация орудия совершения или предмета, которая может быть как основным наказанием, так и дополнительным, но чаще применяется в качестве дополнительного наказания вследствие необходимости назначения более жесткого наказания за административные правонарушения. Это обусловлено тем, что, как представляется, только лишение правонарушителя орудия совершения или предмета административного правонарушения без наложения более строгого взыскания не способствовало бы профилактике правонарушений.

Оно представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения возможно только по решению суда. Конфискуемыми предметами могут быть: денежные средства, оружие, изготовленная продукция и т.д.

При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя. КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений.

Переходя к рассмотрению последнего из возможных к назначению юридическим лицам административных наказаний, существующих в современный период, отметим, что институт административного приостановления деятельности, как санкции, нельзя назвать инновационным с точки зрения российского законодательства и правоприменительной практики.

Назначение этого вида административного наказания обусловлено в первую очередь случаями угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности применяется только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем в данном случае индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную именно для этой группы субъектов, а не для должностных лиц.

Административное приостановление деятельности — исключительная мера. Природа данного вида наказания заключается в том, что юридическое лицо лишается возможности осуществлять свою профильную деятельность, направленную на извлечение прибыли, и оказывается исключенным из хозяйственного оборота продолжительностью до 90 суток.

Итак, в целом можно признать, что административные наказания выступают в качестве элементов целостной системы мероприятий в области административного принуждения, которая направлена на защиту складывающихся и существующих в нашей страна общественных отношений. Имея присущее им организационно-властное свойство, данные меры способствуют дальнейшему укреплению в государстве законности, правопорядка и совершенствованию отношений, возникающих в процессе реализации административной политики.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Абилова З. И. Административные правонарушения: правовая характеристика / З. И. Абилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 148-151.
  4. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. – 143 с.
  5. Левичев П. А. Юридическое лицо как субъект административной ответственности / П. А. Левичев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 164-166.
  6. Салагаева А. В. Юридические лица: понятие, признаки / А. В. Салагаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 123-125.