УДК 34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

№40,

Юридические науки

Ковальчук Анастасия Викторовна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ADMINISTRATIVE LAW; CIVIL SERVICE; EFFICIENCY; REGULATION; DIGITAL TECHNOLOGIES; MUNICIPAL SERVICES; COMPETENCIES; CIVIL SERVANT.


Аннотация: В статье раскрываются основные вопросы совершенствования российского административного права в вопросах регулирования прохождения гражданской службы. Предлагается перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих.

В условиях цифровой трансформации современного общества и глобальной интенсификации объемов поступающей информации и связанных с этим различных правовых и организационных проблем деятельность государственных органов оптимизируется, их взаимодействие, осуществляемое в целях противодействия правонарушениям и преступлениям, приобретает новые формы, обусловленные развитием информационной функции государства.

Необходимость незамедлительной адаптации деятельности правоохранительных и контролирующих органов к цифровой среде обусловлена потребностью практики, а неполнота информационного взаимодействия влечет отставание не только развитых в этом отношении стран, но и от других отечественных государственных органов, где технологичные информационно-аналитические системы уже внедрены[4].

Отсутствие полноценного единого многоуровневого информационного пространства правоохранительных и контролирующих органов влечет проблемы в оперативном получении достоверной информации, возникающие в том числе при использовании уже устаревающего но еще сохраняющегося во многих случаях бумажного документооборота, создает предпосылки риска принятия дефектных управленческих решений соответствующими должностными лицами, что может оказать негативный эффект в самых различных сферах деятельности, не говоря уже о состоянии законности и правопорядка [3].

В этой связи особое внимание привлекают системные усилия по цифровизации деятельности государственных органов. Примером может служить Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года, утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2017 № 627.

Важными направлениями профессионального развития государственных гражданских служащих законодатель определяет наличие определенной непрерывной системы, внедрение новых форм и методов.

Помимо комплекса компетенций, необходимых для успешного и продуктивного исполнения профессиональной деятельности в условиях шестого технологического уклада, важным аспектом выступает наличие целевых установок, учитывающих ценностные ориентиры госслужащего.

Ценности в совокупности с полученными компетенциями окажут влияние на формирование оптимальной модели будущего государственного управленца.

Таблица 1.

 Рекомендуемый перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих

Компетенция Описание компетенции в терминах «знания и навыки»
Управление цифровой информацией Знания информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обра­ботку, анализ и хранение данных
Навыки владения основными методами, способами, средствами и системами сбора, обработки, анализа и хранения данных
Оказание цифровых государственных услуг Знания цифровых технологий оказания государственных и муниципальных услуг
Навыки работы с системами инфраструктуры электронного правительства, в том числе с системами электронного документооборота и межведомственно­го взаимодействия, цифровых платформ; взаимодействия посредством цифро­вых сервисов (социальных сетей, мессенджеров, информационных порталов); анализа полученной информации
Развертывание цифровых решений Знания основ информатики и тенденций современных сквозных цифровых тех­нологий
Навыки определения и оценки потребностей в применении сквозных техноло­гий в государственном управлении, внедрения технологических и продукто­вых инноваций
Цифровое проектное управление Знания основ проектного управления (методов и инструментов) с использова­нием цифровых технологий
Навыки определения потребностей и отбора необходимых цифровых инстру­ментов для решения профессиональных задач
Цифровая безопасность Знания общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности, систем информационной безопасности, источников угроз, средств и методов за­щиты информации, мер противодействия внешним воздействиям
Навыки работы с системами, обеспечивающими безопасность данных, и обе­спечения соответствия основным нормативным требованиям информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
Цифровая этика Знания правил и норм поведения, рисков и угроз в процессе использования цифровых технологий
Навыки применения правил и норм поведения, использования инструментов и мер предосторожности, необходимых для безопасной работы в цифровой среде

Проведенный анализ табл. 1. позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых норм и общего подхода к полноте раскрытия компетенций государственных служащих.

Существующие модели компетенций хоть и содержат схожие элементы, но характеризуются структурной и содержательной дифференциацией. Обобщая выводы, можно прийти к заключению о необходимости пересмотра перечня компетенций, основываясь на том, что государственный управленец будущего — это высококвалифицированный специалист, владеющий расширенными цифровыми компетенциями, а также развитыми творческими и нравственными качествами.

Опыт реализации концептуальных подходов профессионального развития государственных гражданских служащих в Республике Крым свидетельствует об активно начатой трансформации от традиционных форм дополнительного профессионального образования к новым организационным формам профессионального развития и дистанционному обучению.

На данном переходном этапе нужна оперативная работа по внесению изменений в тематическое содержание дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих в Республике Крым, разработка соответствующих рекомендаций, в том числе по внедрению цифровых компетенций государственных служащих.

Изменения должны быть, прежде всего, направлены на обеспечение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих Республики Крым, которая позволит создать условия для получения необходимых им знаний и умений, при использовании разнообразных форм, методов, технологий обучения и обмена актуальной информацией [7].

Основным вопросом внедрения современных форм обучения государственных гражданских служащих остается обеспечение качественного электронного контента.

Нужно чтобы, электронные платформы были действительно высокого уровня: к разработке курсов должны привлекаться не только ученые-эксперты в области государственного управления, но и программисты-разработчики, графические дизайнеры, копирайтеры. Компетентным органам необходимо формировать программу профессионального развития, разрабатывать индивидуальные планы, персонифицированные для каждого государственного гражданского служащего.

Учебные материалы должны быть наглядные и лаконичные, структурно построены, обучающиеся обеспечены кураторством со стороны наставника, а также постоянным мониторингом обратной связи. Также в практике шире должно использоваться взаимодействие с профессиональными сообществами, экспертное, консультативное сопровождение, межведомственное сотрудничество, необходимы регулярные стажировки по обмену опытом в других регионах[8].

Выводы. Внедрение единого информационного пространства позволит значительно усилить взаимодействие прокуратуры, Следственного комитета, иных правоохранительных органов и контрольно-надзорных органов, в первую очередь в рамках досудебной процессуальной деятельности по уголовным делам, координации усилий по борьбе с преступностью, а также организации совместных надзорных и контрольных мероприятий, проведения совместных сверок по направленным материалам. Представляется, что реализация отмеченных выше мер в результате позволит также заметно повысить уровень законности и правопорядка.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 89
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063. Собрание законодательства РФ, 05.11.2019, N 32, ст.89
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.10.2022 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. Собрание законодательства РФ, 05.12.2020, N 32, ст. 89
  4. Архиреева А. С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-instituta-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 03.11.2022).
  5. Башуров, В. Б. Назначение на должность государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования / В. Б. Башуров, М. Ю. Дитятковский // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 7. – С. 55–59
  6. Борщевский, Г. А.Государственная служба : учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019 – 303 с.
  7. Веселова Н.Ю. Государственная и муниципальная служба / Н. Ю. Веселова, Н. П. Бычкова. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. — 203 с.
  8. Демин, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Том 2 / А.А. Демин. — М.: Книгодел, 2015. — 106 c.
  9. Ермакова М. И. Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего: сходства и проблемы соотношения // Интеграция наук. 2018. № 7 (22). С. 97-100.
  10. Захарова Т.И. Государственная служба и кадровая политика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Т.И.– М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 312 c.
  11. Калицкая В.В.Аттестация государственных служащих как ключевой элемент эффективности их деятельности // Исследования и разработки молодых ученых в решении актуальных проблем XXI века: сборник научных статей. -Екатеринбург, 2017. — С. 54-60.
  12. Терентьева А.А. Характеристика нормативного правового регулирования поступления на государственную гражданскую службу РФ // Вопросы науки и образования. — 2016. — № 6. — С. 42-45.
  13. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. — 2014. — № 4. — С. 14-19.
  14. Шенхоров А.Ч. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2020. №4-3 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-prohozhdeniya-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.11.2022).
  15. Ширяева А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.11.2022).
  16. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. Гриф МО РФ / Ю.Н. Щербаков. — М.: Феникс, 2019. — 320 c.