УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК ПУБЛИЧНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

№40,

Юридические науки

Ковальчук Анастасия Викторовна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ; КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ; ДОЛЖНОСТИ; ADMINISTRATIVE LAW; CIVIL SERVICE; EFFICIENCY; REGULATION; DIGITAL TECHNOLOGIES; MUNICIPAL SERVICES; COMPETENCIES; CIVIL SERVANT; STATE CIVIL SERVICE; PUBLIC OFFICE; QUALIFICATION REQUIREMENTS; POSITIONS.


Аннотация: В статье раскрывается общая характеристика государственной гражданской службы, ее основные признаки и классификационные требования.

На сегодняшний день законодательство о государственной службе не стоит на месте и активно развивается, но как мы знаем, зачастую вместе с развитием образуются и некие пробелы, которые рано или поздно наносят урон всей системе прохождения государственной гражданской службы.

Одной из основных причин возникновения внутрисистемных проблем в правовой регламентации служебных отношений, на наш взгляд, является неоднозначное представление законодателя о сущности государственной службы. На протяжении последнего десятилетия четко обозначилась тенденция к разделению в законодательной базы правового регулирования государственной службы от иных видов профессиональной деятельности. На данном этапе происходит формирование института «служебного права» [4].

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Государственные должности являются высшим звеном механизма государства, так как именно в них заложен функциональный потенциал государства и его органов. Правовой статус каждой государственной должности в ее функциональной и организационной составляющих, а также статус всех государственных должностей определяется как статусом соответствующего государственного органа, так и статусной конструкцией всей системы государственных органов. Система правового регулирования вопросов, связанных с государственными должностями, включает в себя два уровня: конституционный, на котором регулируются вопросы общего характера (компетенция, назначение лиц на государственные должности, их освобождение и т.п.), и специально-нормативный, на котором регулируются отдельные виды отношений [5].

Государственная должность– это юридически оформленная структурная единица, находящаяся в системе государственной власти или государственной службы. Государственная должность представляет собой обособленную и закрепленную в официальных документах (штатах) часть организационной структуры государственного органа, имеющая соответствующую часть компетенции государственного органа, которая предоставлена лицу – государственному служащему для ее практического осуществления [8].

Для государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации характерны следующие основные признаки:

− утверждение ее соответствующим государственным правовым актом;
− принадлежность ее только государственному органу;
− зависимость объема полномочий государственной должности от объема полномочий и функций государственного органа;
− предназначение – не для обеспечения, а непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
− оплата труда по исполнению должностных обязанностей – только из средств государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
− лицо, замещающее государственную должность, несет ответственность за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12).

В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Должности гражданской службы можно классифицировать по категориям и группам.

Категориями должностей гражданской службы являются:

— руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
— помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
— специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
— обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» классифицируются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» законодатель разделяет на главную, ведущую, старшую и младшую должности гражданской службы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы [7].

Проблема оптимизации и гармонизации федерального и регионального законодательства о государственной службе очень сложна в силу того, что в России нет закона о нормативных правовых актах и закона об органах исполнительной власти, как и нет законов о модернизации государственной службы, о правоохранительной службе. Представляется рациональным условием законотворчества о работающей системе государственной гражданской, правоохранительной службы, разработка стратегии развития служебно-правового механизма, обеспечивающего широкое согласие, в силу которого кадровые службы будут вести постоянный обмен опытом внедрения инноваций и координацию своих действий в сфере нормотворчества[16].

Для эффективной организации функционирования государственной гражданской службы необходим комплекс мер, направленных на установление социально-правового статуса государственных гражданских служащих, увеличение их материального вознаграждения, получение профессионального образования; четкую дифференциацию между политическими руководителями, замещающими государственные должности, и административными должностями гражданской службы; создание центрального государственного органа по управлению государственной гражданской службой с целью координации федеральной и региональной ветвей.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 89
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063. Собрание законодательства РФ, 05.11.2019, N 32, ст.89
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.10.2022 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. Собрание законодательства РФ, 05.12.2020, N 32, ст. 89
  4. Архиреева А. С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-instituta-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 03.11.2022).
  5. Башуров, В. Б. Назначение на должность государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования / В. Б. Башуров, М. Ю. Дитятковский // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 7. – С. 55–59
  6. Борщевский, Г. А.Государственная служба : учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019 – 303 с.
  7. Веселова Н.Ю. Государственная и муниципальная служба / Н. Ю. Веселова, Н. П. Бычкова. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. — 203 с.
  8. Демин, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Том 2 / А.А. Демин. — М.: Книгодел, 2015. — 106 c.
  9. Ермакова М. И. Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего: сходства и проблемы соотношения // Интеграция наук. 2018. № 7 (22). С. 97-100.
  10. Захарова Т.И. Государственная служба и кадровая политика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Т.И.– М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 312 c.
  11. Калицкая В.В.Аттестация государственных служащих как ключевой элемент эффективности их деятельности // Исследования и разработки молодых ученых в решении актуальных проблем XXI века: сборник научных статей. -Екатеринбург, 2017. — С. 54-60.
  12. Терентьева А.А. Характеристика нормативного правового регулирования поступления на государственную гражданскую службу РФ // Вопросы науки и образования. — 2016. — № 6. — С. 42-45.
  13. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. — 2014. — № 4. — С. 14-19.
  14. Шенхоров А.Ч. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2020. №4-3 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-prohozhdeniya-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.11.2022).
  15. Ширяева А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.11.2022).
  16. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. Гриф МО РФ / Ю.Н. Щербаков. — М.: Феникс, 2019. — 320 c.