УДК 33
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
№40,
Экономические науки
Цокаев Ахмед Исмаилович
Ключевые слова: СОЦИАЛИЗМ; НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; РЕФОРМИРОВАНИЕ; ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ; АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ; SOCIALISM; NEW ECONOMIC POLICY; REFORMATION; INDUSTRIAL ASSOCIATIONS; AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL COMPLEXES.
Социально-трудовые отношения на разных этапах советского периода российской истории имели свои особенности.
1. Первые шаги к социализму через «военный коммунизм» (1917 — 1922 гг.). С осени 1917 года Россия пошла по некапиталистическому пути развития. Ориентация на социализм была поддержана большинством трудового народа в надежде на то, что новый строй избавит людей от подневольного труда, установит справедливость в распределении благ, принесет всем достаток. Но уже начальные шаги к социализму — рабочий контроль над производством и распределением, передача всей обрабатываемой земли в пользование крестьянам, национализация банков и ряда крупных промышленных предприятий наталкивались на серьезные препятствия в виде спада производства, неудовлетворительного хозяйствования в промышленности и земледелии, продолжающегося обнищания населения. Глава правительства признавал полезной инициативу профсоюза рабочих-металлистов по использованию в новых условиях сдельной и премиальной форм оплаты труда. Он одобрил введение на всех национализированных предприятиях правил внутреннего распорядка.
В 1918-1920 гг. страна оказалась в условиях так называемого «военного коммунизма». А. Богдановым, который ввел это понятие, называл «военным коммунизмом» организацию общества, при которой армия безусловно подчиняет себе тыл, создавая «организацию массового паразитизма и истребления». Место рынка как регулятора всей хозяйственной жизни должен был занять планово-распределительный механизм. Для этого и требовалась «диктатура пролетариата». Всё без исключения в идеале должно быть взято на «учет и контроль».
2. От НЭПа к командно-административной системе управления экономикой (1922 — 1953 гг.) С весны 1921 года стал возможен переход к новой экономической политике (НЭПу), что означало, с одной стороны, отказ от попыток построить «немедленный социализм», а с другой стороны, продолжение поиска обходных, реформаторских путей в экономике и социалистическом устройстве общества. Стало очевидным, что невозможно вывести страну из разрухи, построить новое общество лишь на революционном долге одних и принуждении других.
Положительные результаты в хозяйственных делах, достигнутые благодаря НЭПу, вызывали не только удовлетворение, но и желание форсировать социалистические преобразования, требовался «большой скачок».
3. Реформирование — путь к оживлению плановой экономики (1953 — 1991 гг.) В период хрущевской «оттепели» вместе с осуждением культа личности обозначился реформистский крен в направлении человеческого фактора, производственной демократии, восстановления заинтересованности основной массы тружеников в результатах хозяйствования, усиления материальных стимулов к работе. Признавалось необходимым упорядочить организацию и нормирование труда, увеличить его оплату.
Во второй половине 60-х годов была осуществлена еще одна попытка экономической реформы, которую связывали с именами Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина. Были созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб и Госкомитет по науке и технике). Вместе с тем предприятия получили некоторую автономность. Реформа хозяйственной деятельности предприятий (подготовленная Либерманом) выразилась в постановлении 4 октября 1965 года «об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и государственного производственного предприятия при социализме». Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставалась в их распоряжении.
В 1983 году вышел «Закон о трудовом коллективе». Из 1,5 млн. бригад (17 млн. человек), насчитывавшихся по стране только 12 % из них были на самоопределении.
Реформа 1965 года заменила оплату работы колхозников по трудодням на помесячную заработную плату, обеспечила их пенсией, социальным страхованием, гражданским паспортом. Последнее, хотя и ликвидировало юридическую дискриминацию крестьян, в то же время имело катастрофические последствия для деревни, спровоцировав массовое бегство молодежи в города. В 1977 г., затем в 1981 г. были приняты меры по снятию ограничений в поддержку частного сектора, доля его по мясу, молоку, яйцу и шерсти, составлявшая 25-30 %. В надежде повысить эффективность сельского хозяйства были проведены реформы по реорганизации управления колхозным производством, чтобы укрепить связь сельского хозяйства с производством продуктов питания, пищевой промышленностью.
С 1977-78 гг. получили распространение «производственные объединения», повышавшие специализацию в производстве и увеличивавшие переработку сельскохозяйственной продукции. Они объединяли колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности, по возможности, научно-исследовательские лаборатории.
В 1982 году появились АПК (аграрно-промышленные комплексы), включавшие, находившиеся на одной территории совхозы, колхозы, машиностроительное и химическое производства, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. АПК предусматривали интеграцию в широком смысле слова, но себя не оправдали, так как остались административными объединениями, так и не став жизнеспособными организмами.
В ноябре 1991 г. издан Указ Президента Российской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы Российской Федерации «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.).
В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств. Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии. Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов. Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.