УДК 34
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
№40,
Юридические науки
Камалова Марина Александровна
Кучеренко Евгений Владимирович
Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ; УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; КОАП РФ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ENVIRONMENT; ENVIRONMENTAL OFFENSE; LAW ENFORCEMENT OFFICER; IMPROVEMENT; ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION.
Императивная норма международного права гласит, что каждый человек на планете имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на отвечающую требованиям действительности информацию о ее состоянии и возмещение ущерба в случае совершения экологического правонарушения [1].
Затрагивая тему экологических правонарушений, следует отметить проблемный вопрос критического состояния в Российской Федерации окружающей среды. Основной причиной указанной проблематики в нашей стране в частности и на планете в целом является идеология потребления человека. При этом, существенное негативное влияние оказывает недостаточным образом развитое законодательство, регулирующее защиту окружающей среды от противоправного посягательства, что не позволяет в полной мере надлежащим образом взаимодействовать человеку и природе.
Вместе с тем, в Российской Федерации на постоянной основе осуществляется процедура принятия нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды, обновления уже существующих правовых норм. Однако указанное законотворчество в нередких случаях страдает определенными недоработками (например, недостаточное раскрытие механизмов реализации положений закона, отсутствие понятия точной процедуры реализации положений правовой нормы и т.д.).
При этом в настоящее время фиксируются десятки тысяч различных нарушений законодательства в сфере экологии (неправомерные посягательства на биологические ресурсы, животный мир, воздух, почву и др.). Одновременно с этим, фиксируется недостаточный уровень знаний у должностных лиц государственных органов и учреждений экологических норм закона, что, в свою очередь, влияет на качество их исполнения ввиду незаконности принимаемых решений [2].
Правовая ответственность за правонарушения в сфере экологии характеризуется взаимоотношением между государством в лице уполномоченных органов и должностных лиц с одной стороны и лицом, совершившим административное экологическое правонарушение (физическое лицо или юридическое лицо) в виде применения к такому лицу мер административного воздействия, которые влекут для него негативные последствия [3].
При этом юридическая ответственность к выполнению требований в сфере экологии применяется через государственное принуждение. Важным является факт того, что ответственность не единственный способ принудить человека к выполнению экологических требований. Иными вариантами влияния со стороны государства являются, например, лицензирование, сертификация, экологический контроль и др.
Вместе с тем, юридическая ответственность является эффективным механизмом в вопросе соблюдения норм экологического законодательства, что свидетельствует о важной роли применения санкции в этом вопросе.
Следует отметить, что ответственность характеризуется выполнением ряда функций:
— предупредительная;
— превентивная;
— карательная;
— стимулирующая.
Необходимым элементом для привлечения лица к юридической ответственности является совершение правонарушения.
Ответственность за экологические правонарушения характеризуется применением к виновному лицу мер административного характера.
В свою очередь, экологическое правонарушение это действия, которые посягают на порядок, права и свободы в сфере экологии, право собственности на природные ресурсы и принципы управления в указанной сфере, которые причинили или могут причинить вред охраняемым государством окружающей среде, и за который предусмотрена административная ответственность [4].
Нормативно-правовым документом, который регулирует порядок привлечения лица к административной ответственности (в том числе за экологические правонарушения), является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом ответственность за экологические правонарушения предусмотрена главой 7, 8, 10 [5].
За совершение экологических правонарушений основным видом наказания является административный штраф.
При этом, субъектами привлечения к административной ответственности являются физические и юридические лица.
Возбуждение и рассмотрение дел об административном экологическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется главами 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.
Следует отметить, что привлечение лица к административной ответственности за совершение экологического правонарушения не освобождает его от необходимости компенсации причиненного окружающей среде ущерба. Таким образом, факт привлечения к административной ответственности за совершение указанного вида правонарушений имеет двойственный характер негативных последствий для виновного лица.
Резюмируя написанное необходимо выделить, что человек должен не только охранять окружающую среду, но и не допускать причинения ей вреда с учетом ее важности для нормальной жизнедеятельности человечества.
Важным фактом является четкое регулирование ответственности за противоправное посягательство на окружающую среду, а также непрекращающийся процесс устранения имеющихся недостатков в действующем законодательстве.
Список литературы
- Международное экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012. 639 с. С. 9.
- Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2008. С. 12.
- Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2008. С. 157.
- Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 137.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 40.11.2022).