УДК 34

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПРАВА ГРАЖДАН

№40,

Юридические науки

Титаренко Ксения Олеговна


Научный руководитель: Дюкарев В.В., доцент, канд. юр. наук.


Ключевые слова: КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES; OFFENCES; ADMINISTRATIVE LAW; OFFENCES INFRINGING ON THE RIGHTS OF CITIZENS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.


Аннотация: Данная статья посвящена характеристике правонарушений, посягающих на права граждан. В работе рассматриваются виды данных правонарушений, виды административной ответственности за данный вид правонарушений.

Актуальность проблем обеспечения безопасности прав и законных интересов граждан возрастает ежедневно. В мире растет нетерпимость, социальная напряженность, распространяется насилие, террор. Все это создает негативные условия для нормальной жизнедеятельности и развития государств. Для Российской Федерации это имеет еще большую актуальность в силу уникального географического положения, природных ресурсов, многонационального населения, научных достижений. Сохранение суверенитета, целостности, стабильности — главные задачи обеспечения безопасности в России. Для выполнения указанных задач была основательно перестроена вся система обеспечения государственной безопасности: образование новых органов, сил и средств обеспечения защищенности государства.

Помимо защиты государства от внешних угроз, одной из главнейших и актуальных задач, а правильнее это назвать целью, является повышение качества жизни россиян через обеспечение личной безопасности, избирательным, а также некоторым другим. Данному виду правонарушений отведена целая глава в КоАП РФ.

Структура изучаемого вида правонарушений идентична с общеустановленной:

— Объект, который можно определить как трудовые права, права в сфере образования, активные и пассивные избирательные права физических лиц, право на честь и достоинство, а также на обращение в органы власти;
— Субъект – это, в большинстве случаев, должностные лица – члены избирательных комиссий, государственные служащие, лица, наделенные негосударственными властными полномочиями;
— Объективная сторона;
— Субъективная сторона, являющаяся объединяющим признаком таких правонарушений, заключающаяся в наличии вины, в большинстве своем, в форме прямого умысла, а также виды налагаемых административных взысканий.

Как и любые другие виды правонарушений, изучаемый вид правонарушений влечет за собой наложение санкций, своего рода наказание. Преимущественно за правонарушения 5 главы КоАП РФ уполномоченные представители исполнительной власти налагают административный штраф на виновное лицо. Отличием является лишь критерий исчисления штрафа. Законодатель в большинстве своем применяет уже давно обоснованный критерий определения суммы штрафа – величина, кратная размеру месячной оплаты труда.

Субъект правонарушения – это “деликтоспособное физическое или юридическое лицо, совершившее данное правонарушение. В административном праве субъектом правонарушения преимущественно является должностное лицо. А вот уже разновидностей должностных лиц множество” [2, с. 189].

К примеру, члены селективных комиссий (избирательных), исполняющих делегированные им государственно-властные функции не надоступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда. Обеспечение защищенности граждан от незаконных посягательств на их права и свободы является одной из важнейших задач государства, реализуемых через органы исполнительной власти, в том числе органы внутренних дел и их подразделения. На рубеже веков удалось предотвратить коллапс российской государственности. Однако до состояния полной стабильности и комфорта ещё далеко.

В том числе особое внимание стоит уделить административным правонарушениям, посягающим на права граждан, потому что они могу нанести определенный вред семейным отношениям, трудовым, постоянной основе, что идентифицируется дефиниции должностного лица, так как всякий сотрудник такой комиссии уполномочен государством реализовывать функции адепта власти.

Также среди субъектов административных правонарушений, которые своим воздействием могут негативно повлиять на права граждан, можно выделить журналистов, кандидатов в депутаты на выборную должность, избирательные объединения (избирательные блоки), и др.

Вышеуказанные лица своими противоправными действиями способны спровоцировать прекращение правоотношения в сфере избирательного права. Среди субъектов данной категории правоотношений выделяют не только физические, но и юридические лица, отечественные или зарубежные:

— международные общественные объединения,
— избирательные блоки,
— российские коммерческие организации с иностранным участием и др.

Однако рассмотренные ранее санкции, а именно штраф налагают только на физических лиц, в том числе представителей юридических.

Установление административной ответственности неразрывно связано с таким понятием как «квалификация». Под таковой в литературе понимается «мыслительный процесс правоприменителя, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом такого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Эта оценка заключается в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой административного права» [3, с. 94-97].

При этом квалификация начинается с тех признаков, которые имеют внешнее выражение, то есть объективные признаки правонарушения. Стоит отметить, что на первостепенность таких признаков не только указывается в литературе, но и в самом законе. К примеру, в ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что «дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения» [1].

Аналогичное указание можно встретить также в ч. 1 и ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ: «Производство по делу об административном правонарушении не
может начаться, а начатое производство прекращается при отсутствии события административного правонарушения либо отсутствия состава административного правонарушения» [1].

«Факультативные признаки объективной стороны: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения) требуют своего установления, но не всегда влияют на правовую оценку деяния в силу отсутствия прямого указания на них в соответствующей статье закона. В нашем случае факультативные признаки требуют своего установления. Например, действия в виде незаконной выдачи или получения избирательного бюллетеня, признается противоправным, если совершается на избирательном участке (ст. 5.22. КоАП РФ). Действия в виде подкупа избирателей, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах может быть правонарушением только в период избирательной кампании. (ст. 5.16. КоАП РФ).» [1].

Следующим признаком состава административного правонарушения выступает объект преступного посягательства, то есть охраняемые законом общественные отношения.

«Родовым объектом административных правонарушений, содержащихся в главе 5 Кодекса, являются общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в законодательстве» [4, с. 122].

На сегодняшний день актуальной остается проблема сути управленческой юрисдикции и ее места в административном процессе, совместно с осуществлением органами исполнительной власти разнообразных действий, какие, не касаясь частностей, характеризуются как государственно-управленческая деятельность, что дает возможность анализировать данные воздействия с процессуальной точки зрения.

Предметом данного исследования являются структура и содержание административных правонарушений, посягающих на права граждан и административной ответственности за данного вида проступки. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы.

В настоящее время весьма остро стоит проблема грамотного определения деяний, способных нанести вред общественным отношениям и конституционным правам граждан, а в последующем и правильного квалифицированного правоприменения. Ведь только от правильной квалификации указанных правонарушений в последующем можно судить о действенности данных норм, реальной защищенности прав граждан.

Изучение проблемы административной ответственности, посягающей на права граждан, является целью данной научной работы.

Задачи для достижения поставленной цели, были обозначены следующие: изучить и раскрыть понятие «административная ответственность»; изучить и осветить основные понятия, виды и особенности административных правонарушений, посягающие на права граждан; исследовать и выявить пробелы законодательства, которые потенциально создают условия для правонарушений, посягающих на права граждан.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 5.16,С.5.62.
  2. Малахова Н. В. Особенности квалификации административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан //Вестник экономической безопасности. 2020. № 4. С. 120-123.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. // Учебник – Москва: Зерцало, 2018. – С. 672. ISBN 5-8078-0043-5
  4. Ярков В. В. Административное судопроизводство : Учебник. Институт экономики и права Ивана Кушнира, 2010-2021. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://be5.biz/pravo/a001/17.html#2 (дата обращения: 23.04.2022)