УДК 342

СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№40,

Юридические науки

Оганесян Кристина Александровна


Научный руководитель: Иванец Г.И.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; КОАП; ШТРАФ; ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE CODE; FINE; VEHICLE.


Аннотация: В статье рассматриваются способы улучшения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Рассматривая причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, стоит обратить внимание на точку зрения Н.И. Исаева, согласно которой около 80 % от числа ДТП возникают по вине водителей и 20 % — по вине пешеходов. А такие правонарушения как выезд на встречную полосу и нарушение правил проезда перекрестка — составляет около 10 % и 15 % . В то же время, по мнению автора, данные показатели нельзя считать объективными [2]. Анализируя данную точку зрения, хотелось бы отметить, что к причинам возникновения дорожно-транспортных происшествий также стоит отнести неудовлетворительную работу организаций, в чьих обязанностях состоит контроль над состоянием дорожного покрытия, в результате повреждения, которого возникает аварийная ситуация. Так, на мой взгляд, возможны следующие изменения:

— дополнить в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ после «в случаях, предусмотренных статьями 6.19, 6.20, частью 1 статьи 7.13, статьями 7.14.2, 11.20.1» словами «частью второй статьи 12.34» [1];
— дополнить ст. 12.34 КоАП РФ частью со следующим содержанием: Те же действия, повлекшие возникновение дорожно-транспортного происшествия, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей, на юридических лиц от трехсот до четырехсот тысяч рублей».

В данной работе я рассматривала виды административных наказаний за совершение правонарушений в области дорожного движения. Хотелось бы акцентировать внимание на таком виде наказания как лишение права управления транспортным средством. Согласно главе 12 КоАП РФ данный вид наказания назначается за различные правонарушения, срок лишения равняется от нескольких месяцев до нескольких лет. В большинстве случаев лишение права управления транспортными средствами назначается за совершение правонарушений, закрепленные ст. 12.8, ст. 12.26, ст. 12.27 КоАП РФ. Так, за совершение данных правонарушений срок лишения составляет от полутора до двух лет. По моему мнению, для эффективного применения мер административной ответственности следует внести дополнение в ст. 3.8 КоАП РФ, заключающееся в продлении срока лишения специального права, в случае уклонения лица от исполнения данного наказания, на срок не менее одного года, но не более трех лет.

Как отмечалось ранее, административный штраф является самым распространенным видом наказания за совершение правонарушений в области дорожного движения. Возможность оплаты половины суммы от назначенного лицу административного штрафа возникла с вступлением в законную силу 01.01.2016 г. ФЗ от 22.12.2014 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения». Целью данных поправок является побуждение лиц, привлеченных к административной ответственности, своевременно оплачивать свои штрафы. При этом также следует отметить, что данная «скидка» не распространяется за совершение повторных и грубых правонарушений. Срок для оплаты штрафа в размере половины суммы исчисляется со дня вынесения постановления в течение двадцати дней. В связи с этим хотелось бы отметить, что в случае фиксации правонарушения с помощью средств фото и видео фиксации, срок для оплаты штрафа по «скидке» будет снижаться в течение того времени, пока письмо будет доставлено лицу, которому был назначен штраф. Соответственно если возникли обстоятельства, приведшие к задержке доставления письма, лицо лишится возможности оплаты штрафа в половину суммы. Данный срок может быть восстановлен только по ходатайству лица судьей, органом, должностным лицом, вынесшие постановление. Таким образом, на мой взгляд, следует внести изменения в порядке уведомления лиц, совершивших правонарушения, например, путем рассылки автоматических сообщений о наличии правонарушении либо посредством СМС-сообщения, либо электронной почтой, автоматическим обзвоном и т.д. Также в настоящее время актуально использование Единого портала государственных услуг, с помощью которых появляется возможность узнавать о наличии задолженности и ее погасить. Использование электронных систем и автоматической рассылки уведомлений способствует своевременному уведомлению лиц о правонарушениях, в связи с чем, у них появится возможность оплаты штрафа в размере половины суммы.

Также помимо вышеизложенного, считаю, возможно установление ответственности за повреждение транспортных средств или повреждение другого имущества в результате нарушения правил дорожного движения, повлекшее возникновение дорожно-транспортного происшествия. Так, в настоящее время законодательством не предусмотрена ответственность за сам факт повреждения имущества, существует материальная ответственность, представляющая собой погашение нанесенного ущерба, как в добровольной форме, так и через судебный порядок. По моему мнению установление данной ответственности повлияло бы на правосознание водителей к недопущению совершения правонарушений в области дорожного движения и уменьшило бы количество дорожно-транспортных происшествий. Так, целесообразно дополнить Главу 12 КоАП РФ ст. 12.38 «Повреждение транспортных средств или иного имущества в результате нарушения правил дорожного движения».

В том числе хотелось бы отметить о необходимости внесения изменений в ст. 12.37 КоАП РФ. Так, при возникновении дорожно-транспортного происшествия, виновник, в случае отсутствия у него обязательного страхования, должен добровольно возместить нанесенный им ущерб. Однако, как стоит заметить, на практике, в случае если лицо уклоняется от возмещения ущерба, потерпевшей стороне необходимо обращаться к оценщику для оценки ущерба и в дальнейшем в суд для его возмещения. По моему мнению, необходимо ужесточить ответственность за отсутствие обязательного страхования у виновника дорожно-транспортного происшествия. Так, целесообразно дополнить ст. 12.37 КоАП РФ частью 3 «Отсутствие обязательного страхования у лица, совершившего правонарушение, приведшее к повреждению транспортного средства или иного имущества, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев» [3].

Хотелось бы также обратить внимание на такое правонарушение, угрожающее безопасности дорожного движения, как управление транспортным средством в состоянии опьянения. На мой взгляд, помимо нахождения водителя в состоянии опьянения, существует проблема нахождения в транспортном средстве пассажиров, подвергающих свою жизнь опасности, находясь с водителем в состоянии опьянения. Так, возможно включение в ст. 12.8 КоАП РФ части пятой, которая звучала бы как «Управление транспортным средством в состоянии опьянения с находящимися в транспортном средстве пассажирами влечет наложение административного штрафа в размере сорока тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет».

Таким образом, для повышения уровня безопасности дорожного движения необходимо усовершенствование законодательства об административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, поскольку безопасность дорожного движения является одной из важнейших задач государства [4].


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  2. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: учебное пособие. — М., — 2085. — С .19.
  3. Андриянов В.Н. «Административная ответственность в Российской Федерации», учебное пособие, г. Иркутск, г. 2019 с. 37.
  4. Мукабенов М.В. «Цели административных наказании за совершение правонарушения в области дорожного движения», научн. ст, Проблемы в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2019 г.