УДК 342

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№40,

Юридические науки

Оганесян Кристина Александровна


Научный руководитель: Иванец Г.И.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; КОАП РФ; ДПС; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ADMINISTRATIVE OFFENSES; ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION; TRAFFIC POLICE; ADMINISTRATIVE FINE.


Аннотация: В статье рассмотрено производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырёх стадий: стадия возбуждения, рассмотрения, пересмотра и исполнения дела. Рассмотрим кратко каждую из них.

Первоначальная стадия процесса предполагает принятие всех необходимых мер по установления, фиксированию и последующую оценку обстоятельств, указывающих на факт совершения правонарушения в области безопасности дорожного движения, предусмотренного административным законодательством.

Порядок производства может быть простым и упрощённым, когда составление протокола об административном правонарушении является не обязательным и наказание назначается непосредственно сразу.

Рассмотрение дела должно быть всесторонним и полным для его разрешения в соответствии с законом, что означает, что должны быть рассмотрены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании КоАП РФ должностными лицами, имеющими полномочия по рассмотрению дел о нарушении в области дорожного движения, являются: судьи, командиры батальона (роты) ДПС; сотрудники ГИБДД имеющие специальные звания; инспектора ДПС; госинспектора дорожного надзора и участковые уполномоченные полиции.

КоАП РФ предусмотрена возможность упрощённого порядка производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядок, то есть без прохождения всех обязательных стадий административного процесса. Особенностью данного вида процесса является то, что должностное лицо, уполномоченное выносить протоколы об административной правонарушении, принимает решение о применении административного наказания на месте совершения правонарушения без составления протокола. Наказания, применимые в данной ситуации, могут быть предупреждение и административный штраф. В случае, если правонарушитель не согласен с назначением наказания и оспаривает факт совершения административного правонарушения составляется протокол по делу об административном правонарушении [1] .

Согласно ст. 29.10 КоАП при обнаружении признаков административного правонарушения в области дорожного движения и его фиксирования с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации, таких как фото- и киносъемка, видеозаписи, протокол также не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. «Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного решения».

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, с момента составления протокола об административном правонарушении считается возбужденным.

В тех случаях, когда нет достаточных данных и признаков, однозначно указывающих на наличие в деянии состава административном правонарушения, производится административное расследование.

Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил и о нарушении Правил дорожного движения — на срок до шести месяцев.

«Для получения доказательств по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, должностному лицу соответствующего территориального органа». В целях обеспечения своевременного, оперативного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях является стадией административного производства и заключается в совершении процессуальных действий, направленных на проверку и оценку фактических обстоятельств дела и принятии итогового решения по делу. Рассмотрение дела происходит по месту совершения административного правонарушения.

Подготовка дела к разбирательству имеет важное значение для его законного и успешного рассмотрения. Она заключается в выяснении ряда вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела, по существу [2] .

Судья, орган, должностное лицо при подготовке дела к рассмотрению выясняют следующие вопросы:

1) относится ли данное дело к подведомственности данного суда;
2) существуют ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения, данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

В случаях если судья или иное должностное лицо рассматривающее дело об административном правонарушении является родственником кого-либо из участников процесса либо имеет иную личную заинтересованность в разрешении дела он должен заявить самоотвод.

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, другие протоколы и иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.

«Срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 дней».

Следующим этапом является разбирательство по делу и рассмотрение его по существу, выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации деяния и принятия законного и обоснованного решения. Порядок рассмотрения дела строго регламентирован в ст. 29.7 КоАП РФ. Вначале судья объявляет состав суда, какое дело подлежит рассмотрению, устанавливается личность привлекаемого к ответственности и статья, предусматривающая данную ответственность. Далее уточняется все ли участники явились.

Лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности, указывается на возможные последствия их нарушения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, на родном языке. После заявляются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в отсутствии одного из участников производства по делу, об отложении дела, о прекращении дела, о приостановлении дела и др. Отложение рассмотрения дела представляет собой перенос разбирательства дела на другую удобную для всех участников процесса дату и время. Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения.

Итоговыми решениями стадии рассмотрения административного дела являются:

1. о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;
2. о передаче по подведомственности, если установлено что рассмотрение дела не относится к компетенции данного судьи, органа или должностного лица.

Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается путём голосования, простым большинством голосов его участников.

Завершающей стадией процесса является исполнение вступившего в законную силу постановление о назначении административного наказания. На основании требований ст. 32.1 КоАП данное постановление подлежит исполнению с момента его вынесения и обязательно для исполнения всеми органами и должностными лицами.

Исполнителями постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения является судья, орган, должностное лицо, вынесшим постановление.

Административный штраф должен быть уплачен в течении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Суд или иной орган и должностное лицо наложившее штраф может отсрочить его исполнение до одного месяца или рассрочить при учёте материального положения привлекаемого лица, на срок до трех месяцев [3] .

Штраф оплачивается лицом через банк. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечению шестидесяти дней со срока исполнения, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы в Федеральную службу судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном законодательством.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем сдачи водительского удостоверения в течении трех дней с момента вступления постановления в законную силу. Постановление, исполненное полностью, возвращается органом, должностным лицом с отметкой об исполнении органу, вынесшему постановление [4] .


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  2. Войтенков Е. А. Некоторые вопросы противодействия преступлениям и правонарушениям в области безопасности дорожного движения // Российский следователь. – 2009. – № 17. – С. 26-28.
  3. Конджакулян К.М. Основание административной ответственности за нарушения правил дорожного движения: понятие и сущность / К. М. Конджакулян // Административное право и процесс. — 2018 г. № 2. — С. 48 — 51.
  4. Гайданова Е. Ответственность за нарушение правил дорожного движения /Е. Гайданова // Человек и закон. – 2018. – № 9. – С. 39-44.