УДК 340

СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

№40,

Юридические науки

Никитенко Таисия Игоревна


Научный руководитель: Пономарев А.В., доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Симферополь), кандидат юридических наук.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PUBLIC ORDER; PUBLIC SAFETY.


Аннотация: В статье рассматривается некоторые особенности административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности, определяется понятие общественный порядок, представлен анализ научных работ по теме работы.

Регулировать сферу общественного порядка и общественной безопасности необходимо, и это очевидно, поскольку в этой области важна повышенная стабильность и защищенность государством. Данное регулирование государство обычно осуществляет, охраняя общественный порядок от различных правонарушений. Поэтому в Кодексе об административных правонарушениях РФ [2] среди задач правового регулирования административной ответственности за правонарушения указаны различные объекты правовой охраны, в том числе приоритетным из них названа охрана общественного порядка. Следует отметить специфичность общественного порядка как объекта административно-правовой охраны. Хотя он тесно взаимодействует и взаимосвязан с рядом смежных сфер общественных отношений, включая общественную безопасность, благоустройство, законность и правопорядок, он также обладает самостоятельным характером как объект административно-правовой защиты.

Следует согласиться с тем, что эмоционально-волевые и психические состояния индивидов и их общностей как участников общественных отношений также являются важными компонентами общественного порядка. Поэтому есть основания рассматривать общественный «порядок и как социально-психологическую категорию, поскольку люди оценивают поступки других участников общественной жизни, соизмеряя их с действующими в обществе предписаниями правовых и других социальных норм, прежде всего норм морали.

В правовой науке общественный порядок рассматривается в широком и узком смыслах. При широком понимании в категории «общественный порядок» аккумулируются все сложившиеся в обществе отношения под воздействием социальных норм. Но в этом случае трудно уяснить, какие стороны общественной жизни, какой порядок отношений между людьми требуется защищать, борясь с правонарушениями. С.И. Калинин по этому поводу рассуждает о том, «что при широком понимании общественный порядок является понятием родовым, а действующие в обществе социальные нормы, например, нормы нравственности, корпоративные нормы и результат их воздействия на общественные отношения – это отдельные виды порядка. При взаимодействии друг с другом ими создается единая система урегулированных в обществе отношений – общественный порядок, понимаемый широко» [5].

Если исходить из широкого понимания общественного порядка, то он предстает как социально-правовая категория, содержащая совокупность правомерных действий людей, а также выполнение ими обязанностей в социуме и среде обитания, соответствующих правовым нормам социального и технического характера, правил безопасности, обычаев, традиций общества, соблюдение которых регулирует правоотношения и создает безопасные условия жизнедеятельности.

Современная правовая доктрина и законодательство оперируют понятием общественного порядка в узком его значении. Понимание общественного порядка в узком смысле носит прикладной характер и служит целям определения задач и компетенции отдельных правоохранительных органов государства, органов местного самоуправления и отдельных негосударственных субъектов, имеющих полномочия в сфере охраны общественного порядка. О данной категории имеется упоминание в ст. 132 Конституции РФ [1] и во многих других законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах.

Из текста Конституции РФ следует, что общественный порядок её составители предлагают понимать не как весь порядок общественных отношений, а как обстановку, сопровождающуюся спокойствием, тишиной и благопристойностью в общественных местах. Такое понимание столь масштабного и жизненно важного явления, как общественный порядок, нельзя считать справедливым.

Некоторые авторы выделяют в содержании общественного порядка некоторые ограничения. Они относятся к общественным отношениям, которые случаются и происходят в определенных общественных местах. Законодательством определены локации общественных мест, в качестве которых могут быть парки, остановки общественного транспорта, вокзальная площадь прогулочные дорожки набережной, площадки спортивного назначения и т.п. Так, с позиции Ю.Е. Аврутина «административно-правовое понимание общественного порядка предполагает рассмотрение в качестве такового правового, то есть урегулированного административно-правовыми нормами и находящегося под их защитой и охраной, порядка возникновения, изменения и прекращения социальных связей, складывающихся в общественных местах» [3, С. 32].

С другой стороны, «выделение общественного места в качестве обязательного признака нарушения общественного порядка не основано на действующем законодательстве. В частности, законодатель, закрепляя в главе 20 КоАП РФ составы административных правонарушений, не всегда исходит из места их совершения. Безруков А.В. также учитывает признак публичности соответствующих действий, который заключается в предполагаемой адекватной оценке гражданами сущности возникающих и развивающихся в обществе конкретных отношений в процессе оценки поведения других людей [4, С. 59].

Между общественным порядком и общественной безопасностью присутствует тесная взаимосвязь. Это проистекает из самого понятия общественной безопасности как системы общественных отношений, связанной с достижением спокойствия граждан, неприкосновенности жизни, здоровья человека, нормальных условий труда и отдыха, эффективного функционирования государственных и общественных органов и учреждений.

Благодаря общественному порядку происходят обеспечение безопасности, с другой стороны, мероприятия по достижению общественной безопасности выступают как фактор, поддерживающий надлежащий правопорядок в обществе.

Правопорядок является сердцевиной, основой общественного порядка, проявляется в законопослушном поведении участников общественных отношений.

Сфера общественного порядка и сфера правопорядка могут совпадать только в той части, где общественный порядок урегулирован нормами права.

Отличаясь от правопорядка, общественный порядок является результатом воздействия не только правовых, но и других норм в обществе (моральных, корпоративных и др.).

Таким образом, общественный порядок представляет собой состояние, когда общественные отношения урегулированы в результате реализации всех норм в обществе, а правопорядок предполагает состояние урегулированности отношений в обществе, достигаемое под воздействием правовых норм.

Интерес представляет международно-правовая трактовка общественного порядка, при которой его отождествляют с публичным порядком.

Правопорядок и безопасность, обладая своим собственным социально-правовым содержанием и природой, диалектически взаимосвязаны и взаимозависимы, у них единая социальная обусловленность, их предметные сферы и субъектный состав обеспечения практически совпадают.

Следует признать, что общественный порядок нарушается человеком ввиду несоблюдения многочисленных правил безопасности, требований регламентов.

Порядок — это понятие многозначное, имеющее много субъективных толкований, которое не приобрело терминологической четкости. Но важно следующее: порядок — это гарантия безопасности, гарантия нормальной жизни, притом, что «идеального» порядка не бывает, и порядок должен быть для всех один.

Анализируя административные проступки, связанные с нарушением норм общественного порядка и общественной безопасности следует обозначить то, что они пагубно оказывают влияние на некоторые сферы жизнедеятельности человека.

Актуальным считается и тот факт, что современность общества нашего государства требует развития законодательства в области защиты общественного порядка и общественной безопасности. Таким образом считаем это важным направлением для законодателя в создании норм права регламентирующие защиты общественного порядка.

Как известно, лицо привлекается к ответственности, если нарушает предписания, установленные правовой нормой. В этом плане административную ответственность за правонарушения против общественного порядка нужно рассматривать как применение специально уполномоченными органами, их должностными лицами санкций, предусмотренных нормами главы 20 КоАП РФ к лицу, которое совершило административное правонарушение в рассматриваемой сфере.

Характеризуя административную ответственность за правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, считаем важным, выделить ряд ее признаков.

Она является структурным элементом в составе общего административно-правового регулирования, применяется, если нарушаются или не надлежаще исполняются общеобязательные правила поведения, которые закреплены в действующем законодательстве и подзаконных административно-правовых актах.

Такая ответственность может быть применена к любому физическому и юридическому лицу, действующему в данной области. В данном случае не важна форма собственности, ведомственная или другая подчиненность субъекта правонарушения. Таким образом, меры этой ответственности не могут применять руководители исполнительных органов, государственных организаций по отношению к подчиненным им работникам.

Применять меры исследуемого вида ответственности могут не все органы и должностные лица, поскольку действующим законодательством определены специальные субъекты, применяющие эту ответственность. Обычно это органы и должностные лица, управленческая компетенция которых имеет правоохранительную направленность и допускает применение мер административного принуждения. Среди них суды и различные органы, должностные лица контрольно-надзорного характера.

Основанием исследуемого вида ответственности является правонарушение против общественного порядка.

Глава 4 КоАП РФ регламентирует порядок привлечения к административной ответственности, устанавливает правила назначения административных наказаний.

Если проанализировать статьи главы 20 КоАП РФ, посвященные установлению административной ответственности за правонарушения против общественного порядка, то мы можем назвать виды административных наказаний, применяемые в данном случае. Среди них — административный штраф, являющийся денежным взысканием, административный арест, выражающийся в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, а также обязательные работы.

В рамках данной ответственности субъектами выступают физические лица (включая граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства), которым исполнилось 16 лет при условии их вменяемости. Сюда же относят юридических лиц, а также специальных субъектов, в роли которых выступают должностные лица, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы и лица со специальными званиями. Особыми субъектами также являются несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет.

Таким образом, административная ответственность за правонарушения против общественного порядка и общественной безопасности, являясь частью общей административной ответственности, имеет как единые с ней характеристики, так и специфические признаки.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. N 144
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
  3. Аврутин Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка // Административное право и процесс. — 2019. — № 7. — С. 32.
  4. Безруков А.В. Правопорядок и безопасность: сущность, соотношение и конституционно-правовое измерение // Российский юридический журнал.- N 2.- 2018. — С.59.
  5. Калинин С.И. Особенности классификации норм права по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Электронное научное издание «Военное право». 2013. N 3. [Электронный документ]. URL: http://www.voennoepravo.ru/files/Kalinin.doc, свободный (21.08.2022).