УДК 34

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЛУЖАЩЕМУ

№40,

Юридические науки

Сологуб Альбина Дмитриевна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; ПРАВОВОЙ СТАТУС; ЗАДАЧИ; ПРАВОВОЙ РЕЖИМ; CIVIL SERVANT; LEGAL STATUS; TASKS; LEGAL REGIME.


Аннотация: Государственная служба в Российской Федерации играет важную роль в системе законодательства. А также является важнейшим элементом во всех социальных сферах. В статье исследуются особенности правовой статус, применяемый к государственным служащим. Особое внимание уделяется, правовому режиму государственного служащего. В работе подробно освещаются вопросы правового режима и его структуры. С учетом корректировки режима правового регулирования, упорядочена систематизация работы госслужащих.

Государственная служба представляет собой сложный, длящийся социальный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность человека, общества, государства. Правовой режим государственной службы представляет собой установленную нормами права идеальную модель функционирования и формирования общественных отношений, складывающихся на государственной службе, закрепленную и обеспеченную совокупностью правовых, организационных и материально-технических средств, определяющих меру возможного и должного поведения субъектов и придающих особую направленность регулированию.

Правовой режим государственной службы имеет ряд своеобразных отличительных черт. Так, ему присущ дуалистический материально-процессуальный характер: он устанавливает правовой статус государственных служащих, а также регламентирует порядок его реализации; характеризуется неразрывным единством материальных и процессуальных норм. Правовой режим государственной службы обладает комплексным характером: в его конструировании принимают участие нормы и иных отраслей российского права (трудового, уголовного, финансового, бюджетного и др.), он затрагивает различные права и обязанности государственных служащих.

Правовой режим государственной службы отличает:

– жесткость требований, предъявляемых к государственным служащим;
– строгое определение меры возможного и должного поведения государственных служащих;
– детальная регламентация деятельности государственных служащих;
– установление для государственных служащих специфических обязанностей, ограничений, запретов;
– введение для государственных служащих изъятия из общепринятых норм;
– установление особого контроля за деятельностью государственных служащих (даже после увольнения со службы);
– закрепление специфических оснований и порядка применения мер государственного принуждения в случае нарушения установленных принципов.

Административная сущность правового режима государственной службы выражается и в значительном усилении влияния государства в лице представителя нанимателя, что имеет своей основой, с одной стороны, ощутимое изменение правового положения субъектов, заключающееся в ограничении прав государственных служащих, возложении на них дополнительных обязанностей, ограничений, запретов, а с другой — расширение полномочий представителя нанимателя.

Структура правового режима государственной службы содержит следующие элементы: цели и задачи режима; объект — носитель режима; субъекты режима; режимные правовые средства; режимные правила; система гарантий. Правовой режим государственной службы преследует двуединую цель. Законодательное определение государственной службы дает основание поставить на первое место в указанной цели создание необходимых условий для организации и эффективного функционирования государственной службы, осуществления государственными служащими своей профессиональной деятельности. Одновременно с этим, законодательство исходит из интересов государственных служащих, компенсируя предъявляемые к ним повышенные (по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору) требования и ответственность предоставлением ряда «уникальных» государственных гарантий (например, право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, которые определяются Постановлением Правительства РФ, и др.).

Таким образом, второй целью изучаемого режима является создание условий, способствующих выполнению государственными служащими возложенных на них полномочий. В качестве объекта — носителя правового режима выступают различные социальные явления, процессы, единицы. Общим объектом правового режима государственной службы признается государственная административная, государственно-управленческая деятельность, т.е. целенаправленная, организующая, исполнительная и распорядительная деятельность особых государственных органов и их служащих, заключающаяся в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении стоящих перед государством задач и функций.

Непосредственным объектом правового режима государственной службы является такой социальный процесс, как несение государственной службы. Прохождение государственной службы представляет собой протяженный во времени процесс, который протекает посредством реализации государственными служащими специфических действий и принятия различных управленческих решений. Профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, опосредуется системой организационно взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности общественных отношений, которые в совокупности составляют процесс несения государственной службы.

Стадии отражают временную характеристику процесса несения государственной службы, осуществляются в определенной последовательности и являются формами взаимосвязи составляющих его содержание общественных отношений. Входящие в состав каждой стадии несения государственной службы общественные отношения, в свою очередь, также осуществляются в определенном порядке, что образует этапы несения государственной службы.

Одним из важнейших элементов правового режима государственной службы являются субъекты режимного регулирования. Под общим субъектом понимаются государственные служащие РФ. В качестве специальных выступают субъекты, обеспечивающие выполнение установленных правил, облеченные соответствующими полномочиями и владеющие методами и средствами юридической защиты установленного режима. Они принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, дают обязательные для исполнения общими субъектами предписания и имеют право применять меры принуждения в их отношении, осуществляют функции «правосудия», реализовывают юрисдикционную деятельность. Среди специальных субъектов можно выделить основных и дополнительных субъектов.

Группу основных субъектов образуют: представитель нанимателя — руководитель государственного органа; лицо, замещающее государственную должность; представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ; комиссии и подразделения в государственном органе.

К дополнительным субъектам относятся, например, Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры, которые при получении материалов осуществления контроля за расходами государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если в ходе осуществления контроля выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве; обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы; судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных государственными служащими; органы Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России, их территориальные органы, проводящие проверку сведений, содержащихся в уведомлении государственным служащим представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, и др.

Принимая во внимание общую ограничительную направленность административно — правового регулирования, нацеленность правового режима государственной службы среди прочего на обеспечение безопасности, охраны, защиты, предотвращение противоправного поведения государственных служащих, следует заметить, что в основе рассматриваемого режима лежат правовые обязывания, ограничения, запреты, меры пресечения, санкции. К конкретным проявлениям этих средств в исследуемом режиме относятся: детальная регламентация действий государственных служащих, установление границ их поведения, строгая система контроля и ответственности; более широкое применение ограничительно — разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием, и др.

Совокупность применяемых правовых средств образует специальные правила поведения в рассматриваемой сфере государственного управления — режимные правила. Они представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих идеальную модель функционирования и развития общественных отношений на государственной службе и регламентирующих порядок пользования правами, обязанностями, ограничениями.

Важной частью правового режима государственной службы является система гарантий, поддерживающих режим в заданных параметрах, которые обеспечивают его защиту, устойчивость и реализацию режимных правил, предотвращение возможных нарушений. Эта система включает специфическую комбинацию юридических, организационных и материально-технических гарантий. Среди юридических гарантий прежде всего нужно назвать юридическую ответственность за нарушение требований режима. В зависимости от характера и общественной опасности нарушений законодательство РФ устанавливает уголовную, административную, дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую ответственность. К юридическим гарантиям необходимо относить институт жалобы, предусматривающий возможность и порядок обжалования отдельных действий, нарушающих или препятствующих осуществлению прав государственных служащих в режимной сфере, и систему контроля за деятельностью государственных служащих в сфере действия режима: предварительный, текущий и последующий контроль.

Таким образом, правовой режим государственной службы создает условия, обеспечивающие требуемое, заданное состояние общественных отношений, связанных с несением государственной службы, упорядочивает, регулирует, организует их, выражает правовую форму их существования и проявления, обеспечивает соответствующей охраной и защитой. В то же время, рассматриваемый режим это способ воздействия на указанные отношения в целях обеспечения их прогрессивного развития, показатель того, в какой мере режимные требования и предписания введены в практику социальной жизни, воплотились в деятельность государственных органов, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, а также критерий эффективности правового регулирования в целом на данном участке социальной действительности.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 30.09.2022).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. — 31 июля 2004. — № 3539.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г., № 22, ст. 2063.
  5. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2007 г., № 10, ст. 1152.
  6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197 -ФЗ (ред. от 01.03.2022) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2020 г. № 288 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2020–2021 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 38, ст. 5604.
  8. Волкова В.В. Государственная служба: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / Волкова В.В., Сапфирова А.А. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 207 c.
  9. Государственное управление и административное право: советская эпоха и современность: монография / А.И. Стахов [и др.]. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2022. — 317 c.
  10. Давыдова Н.Ю. Административное право: учебное пособие для СПО / Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С. — Саратов: Профобразование, 2020. — 223 c.
  11. Деханова Н.Г. Социология государственной службы: учебное пособие для вузов / Деханова Н.Г. — Москва: Академический проект, 2020. — 108 c.
  12. Жирков Р.П. Этика государственной службы и государственного служащего: учебное пособие / Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. — Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. — 162 c.
  13. Зюзина Н.Н. Государственная гражданская служба: учебное пособие для СПО / Зюзина Н.Н., Бурлюкина О.Ю. — Липецк, Саратов: Липецкий государственный технический университет, Профобразование, 2022. — 84 c.
  14. Зюзина Н.Н. Государственная гражданская служба: учебное пособие / Зюзина Н.Н., Бурлюкина О.Ю. — Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 84 c.
  15. Моттаева А.Б. Государственная и муниципальная служба: учебно-методическое пособие / Моттаева А.Б., Максимова Д.А., Янов И.Е. — Москва: МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2019. — 38 c.