УДК 34

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

№40,

Юридические науки

Сологуб Альбина Дмитриевна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; ПРАВА; ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ОПЛАТА ТРУДА; CIVIL SERVANT; RIGHTS; ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL CONDITIONS; OFFICIAL RELATIONS; LEGAL REGULATION; REMUNERATION.


Аннотация: Система государственной службы в Российской Федерации заключается в том, что государственная служба в России является важнейшим элементом во всех социальных сферах. В статье исследуются права и защита прав государственного гражданского служащего. Особое внимание уделяется, условиям трудоустройства, а также защите труда государственного служащего. Однако в приоритете защита прав госслужащих и контроль за их соблюдением. В работе подробно освещаются вопросы о защите интересов госслужащих. Государственные служащие наделены рядом прав, способствующих улучшению уровня их жизни, а также мотивирует граждан о заключении контракта на государственную службу.

По состоянию на данный период времени особый статус имеют государственные гражданские служащие, они занимают важное место в нашем государстве. Важной задачей Российской Федерации является создание условий труда, защита прав и интересов государственных служащих (далее граждан).

Целью государственной службы является выполнении функций государства, эффективности решении задач, сохранения благополучия граждан, удовлетворение общественных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Самой важной задачей является выполнение задач, которые поставлены Конституцией Российской Федерации, а также разработка стратегии и развития страны. Благоприятно на выполнение задач государственных органов влияет создание необходимых условий труда, охрана прав и законных интересов граждан.

Гражданский служащий занимает значимое место в системе Российской Федерации. Имеет ряд общих прав, которые закреплены в статье 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе» устанавливаются основные права гражданского служащего. Указанными правами наделяются все гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Отличительной особенностью прав гражданских служащих является сочетание общих трудовых прав и специфических прав, связанных с прохождением гражданской службы. Гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей .

Организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, включают в себя права гражданского служащего на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда в соответствии со ст. 219 ТК РФ. В частности, применительно к государственной службе, служащий имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, т.е. гигиеническим нормативам, требованиям к травмоопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Гражданскому служащему предоставляется право на ознакомление с документами, непосредственно связанными с его должностными обязанностями. Из данного права вытекает право гражданского служащего исполнять только те права и обязанности, которые закреплены в документах, регламентирующих его служебную деятельность, а также право не исполнять поручения, выходящие за рамки прав и обязанностей, установленных данными документами. 14 Пунктом 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе» устанавливается право гражданского служащего на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков. Данное право относится к обще трудовым правам, урегулированным разделом V ТК РФ.

Гражданским служащим гарантируется право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Главным отличием оплаты труда гражданских служащих является то, что структура оплаты труда, а также размер оплаты труда нормативно закреплен соответственно на федеральном уровне либо уровне субъектов РФ. Гражданский служащий вправе получать необходимую информацию и материалы как в пределах государственного органа, в котором гражданский служащий проходит службу, так и за пределами данного государственного органа. В частности, указанная информация и материалы могут быть запрошены в иных государственных органах, а также в органах местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны представить такую информацию и (или) материалы в установленном порядке.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 14 Закона гражданскому служащему предоставляется право на доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Особенно оговаривается, что данное право реализуется в строго установленном порядке и исключительно в связи с исполнением гражданским служащим своих должностных обязанностей (например, обязанности инспектора, должностного лица контролирующего или надзирающего органа, судебного пристава). Необходимо выделить, что в настоящий период порядок доступа гражданских служащих в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации не установлен. И если на практике, как правило, право гражданского служащего на доступ в государственные органы и органы местного самоуправления, организации с государственным или муниципальным участием реализуется свободно, то право на доступ в частные организации часто нарушается.

Порядок доступа гражданского служащего в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации должен быть установлен исключительно на федеральном уровне. Гражданский служащий имеет право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Данное право можно отнести к личным правам, так как реализуется исключительно лично гражданским служащим. Например, право на ознакомление с личным делом гражданского служащего не может быть предоставлено другому гражданскому служащему (за исключением тех, кто по должности вправе знакомится с личными делами служащих), родственникам или иным гражданам. Ознакомление с отзывами о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего дает возможность реализовать право на обжалование вынесенных в отношении его решений, а также представлять информацию и документы, подтверждающие либо опровергающие выводы, сделанные в указанном отзыве.

Вышеуказанное право неразрывно связано с правом гражданского служащего на защиту сведений о нем. Должностные лица, которым в силу должностных обязанностей стали известны сведения о гражданском служащем, не имеют право их разглашать, а также распространять иным способом без согласия указанного гражданского служащего. Пунктом 10 ч. 1 ст. 14 Закона гражданскому служащему предоставляется право на должностной рост на конкурсной основе. Здесь правильнее было бы говорить о праве гражданского служащего участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности, а также в случае формирования кадрового резерва, т.к. реализация права на должностной рост подвержена влиянию многих сторонних факторов и не зависит всецело от воли гражданского служащего. В целях повышения качества труда гражданских служащих законодателем предусмотрено право на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в соответствии со ст. 62 Закона. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего является обобщающим термином и включает в себя как профессиональную переподготовку, предполагающую получение новых знаний и навыков, так и повышение квалификации, позволяющее совершенствовать уже имеющиеся знания и навыки.

Гражданский служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров комиссией государственного органа по служебным спорам или судом в порядке, установленном главой 16 Закона. Указанное право обеспечивает гражданскому служащему выполнение принципа равных условий прохождения гражданской службы, в частности гарантирует равенство применения норм и правил прохождения гражданской службы. Гражданскому служащему гарантируется право на проведение по его заявлению служебной проверки. Проведение указанной проверки позволит, в случае необходимости, опровергнуть недостоверные данные о гражданском служащем, выявить профессиональный уровень служащего, его добросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения. В рамках реализации данного права гражданский служащий имеет право оспорить решения и (или) действия (бездействие), нарушающие его права и законные интересы на гражданской службе как в вышестоящую инстанцию (вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу), так и в суд по своему усмотрению.

Пунктом 16 ч. 1 ст. 14 Закона гражданскому служащему предоставляется право на медицинское страхование в соответствии с Законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ. В связи с тем, что специальный закон о медицинском страховании государственных служащих РФ отсутствует, гражданский служащий подлежит медицинскому страхованию в общем порядке, предусмотренном для работающих граждан РФ. Гражданскому служащему предоставляется право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Несмотря на то, что законодатель предоставил это право всем гражданским служащим независимо от должности и государственного органа, в котором гражданский служащий проходит службу, на сегодняшний день порядок реализации данного права урегулирован лишь для некоторых категорий гражданских служащих.

Гражданскому служащему гарантируется право на государственное пенсионное обеспечение. 17 Частью 2 ст. 14 Закона гражданскому служащему предоставляется право выполнять иную оплачиваемую работу. Указанное положение является новеллой Закона, так как до его принятия гражданским служащим запрещалось заниматься какой-либо иной оплачиваемой работой, за исключением научной, творческой, преподавательской. Реализация данного права возможна при выполнении следующих условий:

1) гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя. При этом со стороны представителя нанимателя возникает обязанность установить локальным нормативным актом порядок такого уведомления. Выполнение данного условия не предполагает возможность отказа представителем нанимателя в реализации гражданским служащим права на осуществление иной оплачиваемой деятельности;

2) ограничительным условием реализации данного права является условие, при котором гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Косвенно предполагается, что указанную оплачиваемую работу гражданский служащий может выполнять только в свободное от службы время. Статьей 15 Закона устанавливаются общие для всех гражданских служащих обязанности. Дополнительно к общим существуют также специальные обязанности, которые в зависимости от конкретной должности устанавливаются в должностном регламенте гражданского служащего. Определяющую роль при прохождении гражданской службы играет обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и иное законодательство РФ можно назвать общегражданской обязанностью, закрепленной в ст. 15 Конституции РФ.

Нарушение данной обязанности приводит к бессмысленности дальнейшего нахождения гражданского служащего на государственной гражданской службе. Гражданские служащие, занимающие руководящие должности, обязаны обеспечивать соблюдение Конституции РФ и иного законодательства РФ своими подчиненными. Гражданские служащие, в обязанности которых входит работа с документами, должны гарантировать их соответствие законодательству РФ. Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Данная обязанность должна исполняться в силу того, что гражданский служащий, поступая на службу, добровольно соглашается с данными обязанностями и принимает их на себя. На гражданского служащего возлагается обязательство выполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Эта обязанность исходит из принципа подчиненности на государственной гражданской службе. Однако законодателем особо оговорено, что гражданский служащий обязан выполнять только те поручения вышестоящих руководителей, которые даны ими в пределах установленных полномочий.

Так как государство реализует свои функции в том числе и через систему государственной службы, то в силу этого гражданский служащий также должен обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека, гражданина и организации.

Труд государственных служащих очень эффективный, благодаря им наша страна показывает результаты во всех социальных сферах. Система работы, налажена и упорядочена. Также госслужащие участвуют в разработке различных программ и законопроектов, что имеется показателем информативности сказывающемся на правовом уровне государства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 30.09.2022).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. — 31 июля 2004. — № 3539.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г., № 22, ст. 2063.
  5. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2007 г., № 10, ст. 1152.
  6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197 -ФЗ (ред. от 01.03.2022) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2020 г. № 288 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2020–2021 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 38, ст. 5604.
  8. Волкова В.В. Государственная служба: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / Волкова В.В., Сапфирова А.А. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 207 c.
  9. Государственное управление и административное право: советская эпоха и современность: монография / А.И. Стахов [и др.]. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2022. — 317 c.
  10. Давыдова Н.Ю. Административное право: учебное пособие для СПО / Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С. — Саратов: Профобразование, 2020. — 223 c.
  11. Деханова Н.Г. Социология государственной службы: учебное пособие для вузов / Деханова Н.Г. — Москва: Академический проект, 2020. — 108 c.
  12. Жирков Р.П. Этика государственной службы и государственного служащего: учебное пособие / Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. — Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. — 162 c.
  13. Зюзина Н.Н. Государственная гражданская служба: учебное пособие для СПО / Зюзина Н.Н., Бурлюкина О.Ю. — Липецк, Саратов: Липецкий государственный технический университет, Профобразование, 2022. — 84 c.
  14. Зюзина Н.Н. Государственная гражданская служба: учебное пособие / Зюзина Н.Н., Бурлюкина О.Ю. — Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 84 c.
  15. Моттаева А.Б. Государственная и муниципальная служба: учебно-методическое пособие / Моттаева А.Б., Максимова Д.А., Янов И.Е. — Москва: МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2019. — 38 c.