УДК 340.111

ПРОБЛЕМАТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ, НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

№40,

Юридические науки

Беспалова Оксана Андреевна


Научный руководитель: Боярский М.Г., канд.экон.наук.


Ключевые слова: ИСТОЧНИКИ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ; НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА; НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ; ПРОБЛЕМАТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; SOURCES; LEGAL REGULATION; TAX PREFERENCES; TAX BENEFIT; TAX DEDUCTION; PROBLEMS OF SOURCES OF LEGAL REGULATION; LEGISLATION.


Аннотация: Исследование проблематики правового регулирования налоговых преференций, налоговых льгот, налоговых вычетов весьма актуально в современных условиях, как элементов налоговой политики государства, направленной на достижение социальных, экономических и иных целей.

Законодательство Российской Федерации о налоговых преференциях, налоговых льготах и налоговых вычетах состоит из:

1) НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах;
2) законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ;
3) нормативных правовых актов (далее – НПА) муниципальных образований (далее – МО).

Соответственно налоговые преференции, льготы и вычеты регулируются на федеральном, региональном уровня и уровне органов местного самоуправления. Это право предоставлено только законодательным органам в силу прямого указания закона (ч. 1, 2 ст. 4 НК РФ).

В силу ст. 4 НК РФ уполномоченные органы вправе в пределах своей компетенции издавать НПА, которые не могут изменять и дополнять налоговое законодательство, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Таким исключением, следует считать положения нормы ч. 3 ст. 4 НК РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации (далее — Правительство РФ) вправе в 2020 г., в 2022 г. издавать НПА, которые предусматривают в периоды с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. и с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. продление сроков, отсрочки, рассрочки уплаты налогов, авансовых платежей.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 871 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» изменен срок уплаты утилизационного сбора за I-III квартал 2022 г. до 20.12.2022 г. для крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси), прицепов к ним [3].

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 521 до 23.12.2022 г. перенесен срок уплаты утилизационного сбора (за I-III кварталы 2022 г.) крупнейшим производителям самоходных машин, прицепов [2].

Частью 4 ст. 4 НК РФ такие полномочия делегированы высшим исполнительным органам власти субъектов РФ в части региональных и местных налогов.

Других случаев, когда Правительство РФ вправе издавать акты, изменяющие налоговое законодательство в части продления сроков, отсрочки, рассрочки уплаты налогов НК РФ не предусмотрено.

Между тем, внесение в Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. №409 [1] изменений, которые предоставляют дополнительные основания отсрочки, рассрочки по уплате налогов, в период 2021 г., не предусмотренным ч. 3 ст. 4 НК РФ противоречит нормам НК РФ [7].

Необходимо обратить внимание на положение норм ст. 63 НК РФ, согласно которым к органам, которые вправе принимать решение в части налоговых преференций (отсрочке) относятся:

1) федеральный орган исполнительной власти – по федеральным налогам, что противоречит ст. 4 НК РФ;
2) налоговые органы, по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, МО – по региональным и местным налогам, что противоречит нормам ст. 4, 30, 31 НК РФ;
3) и др.

Соответственно имеет место коллизия норм ст.ст. 4, 30, 31 и ст. 63 НК РФ, требующее устранение.

Таким образом, можно резюмировать, что НПА, издаваемые Правительством РФ де-факто являются источником права о налоговых преференциях, налоговых льготах и налоговых вычетах, наряду с НК РФ, федеральными законами о налогах, региональными законами.

На региональном уровне также возможно продление сроков уплаты региональных и местных налогов не на основании региональных законов, а в связи с изданием НПА органов исполнительной власти субъекта РФ.

Так, например, продлены сроки уплаты налогов Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.06.2022 № 430 «Об изменении отдельным категориям налогоплательщиков сроков уплаты авансовых платежей по налогам в 2022 году» [6], Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2022 № 374 «О переносе сроков уплаты авансовых платежей по налогам» [5].

Перечень документов, который необходим для предоставления отсрочки, установлен в т.ч. Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами [8].

Соответственно источником права по налоговым преференциям де-факто являются Приказы ФНС РФ, что также противоречит нормам ст. 4, 30, 31 НК РФ.

Таким образом, имеет место проблематика источников правового регулирования налоговых преференций, налоговых льгот и налоговых вычетов, осуществляемого на двух уровнях, что противоречит требованиям НК РФ:

1-й уровень – налоговые законы (НК РФ, федеральные законы, региональные законы, законы МО), издаваемые представительными органами РФ, субъекта РФ, МО, которые закрепляют преимущества и исключения для ОК налогоплательщиков и отраслей;

2-й – подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами РФ, субъекта РФ, МО, которые осуществляют тактические цели относительно к конкретным субъектам и решают более узкие цели (например, Постановления Правительства РФ, Постановление органов исполнительной власти субъектов РФ, приказы ФНС).

Как выше было указано, регионам предоставлено право в части налоговых преференций (отсрочка) также по местным налогам. Указанные новации были внесены федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – 52-ФЗ).

Так, в частности, Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 № 212-ПП (ред. от 26.08.2021) «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности» продлен срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. (налог на имущество организаций, земельный налог, торговый сбор) до 31.12.2021 г. [4]. При этом налога на имущество организаций относится к региональному налогу, а земельный налог и торговый сбор относятся НК РФ к местным налогам.

Возникает вопрос, если НК РФ, вводя три уровня налогов и соответственно три уровня налоговых преференций, льгот и вычетов, то 52- ФЗ предоставляет регионам предоставлять отсрочки не только по региональным налогом, но и по местным налогам.

Таким образом, 52-ФЗ предусмотрено прямое «вторжение» региона в налоговые полномочия муниципалитетов. Представляется, имеет место урезание налоговых полномочий МО, в нарушение положений ч. 5 ст. 1 НК РФ, требующего устранения путем внесения соответствующих корректировок в 52-ФЗ и НК РФ.


Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=ioPYZg&base=LAW&n=367683#9LICOMT4rPN6Jmhn (дата обращения 05.11.2022).
  2. Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 521 «О внесении изменения в пункт 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=ioPYZg&base=LAW&n=413461&dst=100006&field=134#aYzMOMTRz8FEe9hB (дата обращения 05.11.2022).
  3. Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 871 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=ioPYZg&base=LAW&n=416815&dst=100010&field=134#SHxLOMTozPtRAFjo (дата обращения 06.11.2022).
  4. Постановление Правительства Москвы от 24.03.2020 № 212-ПП (ред. от 26.08.2021) «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=8FE6007A4DC8660F169092693290CEFF&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=19-3&ts=21293166772196313228&base=MLAW&n=214046&rnd=ioPYZg#Ct7OOMTbBKy1eLyG (дата обращения 06.11.2022).
  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2022 №374 «О переносе сроков уплаты авансовых платежей по налогам» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=8FE6007A4DC8660F169092693290CEFF&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=25-4&ts=21293166772196313228&base=SPB&n=255856&rnd=ioPYZg#K1wPOMTkhPUmubrU (дата обращения 06.11.2022).
  6. Постановление Правительства Ленинградской области от 23.06.2022 № 430 «Об изменении отдельным категориям налогоплательщиков сроков уплаты авансовых платежей по налогам в 2022 году» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=8FE6007A4DC8660F169092693290CEFF&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=25-4&ts=21293166772196313228&base=SPB&n=258199&rnd=ioPYZg#04WPOMTKT3FhLthR (дата обращения 06.11.2022).
  7. Письмо ФНС России от 15.01.2021 N СД-18-3/56@) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=B9964F160648149CE3D040058E8A2157&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=QUEST001-56&ts=648516677175219480&base=QUEST&n=201165&rnd=ioPYZg#gIx9OMTQjUGu4kCO (дата обращения 06.11.2022).
  8. Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ (ред. от 18.01.2022) «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=347886-42&req=doc&rnd=ioPYZg&base=LAW&n=409898#q5CIOMTUnRETeJBC (дата обращения 06.11.2022).