УДК 34

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ

№40,

Юридические науки

Тимофеева Елена Сергеевна


Научный руководитель: Тагаева С.Н.


Ключевые слова: ИНОСТРАННЫЕ ЛИЦА; АРБИТРАЖНЫЙ СУД; РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ; FOREIGN PERSONS; ARBITRATION COURT; CASE REVIEW; ECONOMIC ACTIVITY; REGULATORY REGULATION; INTERNATIONAL LEGAL ACTS.


Аннотация: В настоящей публикации автором исследованы особенности рассмотрения арбитражным судом Российской Федерации дел с участием иностранных лиц. На основе выявленных проблемных аспектов рассмотрения указанной категории дел, сделаны выводы о необходимости усовершенствования законодательного урегулирования исследуемой сферы путем внесения изменений в законодательные акты.

Развитие внешнеэкономических отношений свидетельствует о тенденции расширения мирового экономического сотрудничества. Следовательно, возникающие проблемы по регулированию данных отношений и связей внешнеэкономического характера требуют внимания не только со стороны государства, иных стран, но также и организаций международного уровня.

Довольно часто во внешнеторговой деятельности возникают определенные разногласия и споры между контрагентами по сделкам, соглашенным между сторонами. Как правило, большинство споров разрешаются международным коммерческим арбитражем, а не государственными судами тех страх, где находятся контрагенты, между которыми возник спор по международной сделке. Это обусловлено нежеланием контрагентов, чтобы споры были переданы в суд противоположной стороны.

Со стороны государства должны быть обеспечены равные условия доступа к правосудию абсолютно для всех участников правоотношений, в том числе и иностранных лиц. Это является основным залогом того, чтобы правосудие реализовалось на равных условиях, без какой-либо дискриминации.

Для того, чтобы в процессе рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц, унифицировано применялись нормы основного кодифицированного акта в исследуемой сфере – Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [1] – Пленумом Верховного Суда Российской Федерации было принято важное и необходимое Постановление от 27 июня 2017 г. № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» [2].

Постановление посвящено вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения дел в рамках арбитражного судопроизводства, участниками которых являются иностранные лица. К числу таких споров, как показывает сложившаяся судебная практика, можно отнести споры о признании прав на определенное имущество, которое находится за территорией Российского государства. Также к числу таких дел можно отнести производства по установлении юридических фактов, имеющих место на территории зарубежного государства.

В Постановлении Пленума ВС РФ освещены вопросы, которые урегулируют моменты, связанные с определением подсудности споров системе арбитражных судов нашего государства. В Постановлении урегулирован такой аспект, как выдача доверенности на представительство в арбитражном суде иностранного лица. Указывается, что доверенность должна быть издана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Доверенности, оформленные в соответствии с законодательством зарубежных стран, не имеют юридической силы для арбитражных судов Российской Федерации.

Формулировка «иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность» является достаточно «размытой» по сравнению с определением российского гражданина — индивидуального предпринимателя, данным в АПК РФ (ч. 2 ст. 27 АПК РФ) [3, с. 16].

Не является исчерпывающим приведённый в АПК РФ (ст. 247) перечень иностранных лиц — участников арбитражного процесса. К иностранным лицам — субъектам арбитражного процесса также следует относить при определённых условиях (ст. 251 АПК РФ) иностранные государства, а в исключительных случаях и иностранных граждан, лиц без гражданства (ст. 33 АПК РФ).

Из положений ч. 5 ст. 27 АПК РФ следует, что к иностранным лицам АПК РФ относит иностранные организации, международные организации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Следовательно, понятие «иностранные лица» — обобщающая категория, используемая для обозначения лиц, имеющих различный правовой статус.

Разбирательство дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Это обусловило необходимость анализа правил судопроизводства с точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства.

Одним из основных положений арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации является распространение национального правового режима на производство по делам с участием иностранных лиц. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, представляется совершенно обоснованным положение о том, что в производстве по делам с участием иностранных лиц возникает необходимость анализа правил судопроизводства с точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства [4, с. 125].

Имеется множество неразрешенных факторов, которые затрудняют практическое применение указанных положений. Проблематичным так и остаются коллизии между правовыми режимами нескольких государств, в частности это касается момента выбора арбитражного суда, которые будет рассматривать возникший спор. Трудности также возникают в вопросах привлечения государства в качестве одной из сторон при рассмотрении арбитражным судом дела.

При определении подсудности дел с участием иностранных субъектов, в первую очередь, устанавливается государство, к подсудности которого относится материально-правовой спор, после чего выясняется родовая и территориальная подсудность внутри данной страны.

Компетенция суда в пределах государства по рассмотрению гражданско-правовых споров с участием иностранного элемента определяется как национальным законодательством, так и международными договорами или соглашениями. В контексте международного урегулирования гражданских правоотношений, связанных с экономической деятельностью, нельзя не заметить взаимодействие арбитражного процессуального права и международного частного права.

В соответствии с принципом национального режима обеспечения судопроизводства, иностранным субъектам делегируется аналогичный объем процессуальных прав и обязанностей, которым обладают граждане и организации государства, на территории которого осуществляется арбитражное производство по делу.

Таким образом, проблема участия иностранных лиц в арбитражном процессе России является сравнительно новой. В юридической науке отсутствует целостный взгляд на данную проблему, критическое рассмотрение положений действующего арбитражного процессуального законодательства РФ.

В заключении отметим, действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы положения иностранных граждан на территории нашего государства и представительства граждан и организаций в российских судах в целом соответствует международным требованиям. При этом существующие проблемы развития законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан в РФ, свидетельствуют о том, что в юридической науке и практике не проанализированы еще в полной мере необходимые гарантии принципа «национального режима», закрепленного ст. 62 Конституции РФ.

Так, как разбирательство дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Это обусловило необходимость анализа правил судопроизводства с точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства.


Список литературы

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, август, 2017.
  3. Дацко Р.А., Кудрявцева Л.В. Проблемы рассмотрения дел с участием иностранных юридических лиц в российском арбитражном процессе // Полиматис. – 2017. – № 4. – С. 14-20.
  4. Назаров А. А. Актуальные вопросы рассмотрения дел арбитражными судами с участием иностранных лиц // Молодой исследователь Дона. – 2020. – № 3(24). – С. 124-126.