УДК 070

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

№40,

Филологические науки

Мамутова Надежда Алексеевна


Ключевые слова: КУЛЬТУРА; ЖУРНАЛИЗМ; МЕДИАТЕКСТ; ФУНКЦИИ; CULTRE-FORMING; FUNCTION; JORNALIZM.


Аннотация: Рассмотрены различные варианты перечня функций СМИ и их характеристик по анализу исследователей журналистики.

В современном обществе СМИ выполняют широкий ряд функций. В теории журналистики представлены различные подходы к определению ее функций и роли в обществе. Классическим можно считать подход, предложенный советским и российским журналистиковедом Е. П. Прохоровым. Ученый выделяет шесть функций журналистики: коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую, культуроформирующую, рекламно-справочную и рекреативную.

Е. Л. Вартанова функции журналистики определяет с точки зрения инструментального подхода. Согласно Вартановой четырьмя ключевыми функциями СМИ являются информационное обеспечение функционирования сферы политики, информационное обеспечение сферы экономики, формирование идентичности социума и его интеграция, удовлетворение культурных потребностей.

Г. В. Лазутина, размышляя об обязанностях СМИ в обществе, приводит следующие: предоставлять адекватные сведения об окружающем мире и изменениях в нем, как на уровне событий, так и на уровне проблем; выступать площадкой для обмена мнениями и дискуссии по значимым вопросам, включать в информационные потоки материалы, содержащие знания, нормы и ценности. Важным условием полноценного выполнения последней обязанности, по мнению исследователя, является разнообразие знаний и ценностей в информационном пространстве, поскольку оно обеспечивает условия для их конкуренции и побуждает индивидов к их осмыслению.

Ж. В. Латышева связывает разнообразие подходов к определению функций журналистики с тем, что их научной осмысление происходит в ситуации постоянного развития журналистики как социального института, приводящего к модификации ее функций. Исследователь выделяет три базовые группы функций, отражающих ключевые институциональные характеристики журналистики в современном обществе. К первой группе относится, по мнению, Ж. В. Латышевой, информационно-коммуникативная функция, поскольку коммуникативные аспекты журналисткой деятельности неотделимы от информационных. Вторую группу составляют социоформирующие функции, направленные на формирование и упорядочивание общественных отношений. В данную группу входят как идеологическая, регулирующая, функции социального контроля, интеграции и адаптации. Третья группа – культуроформирующие функции, такие как воспитательная, рекреативная, эстетическая и образовательно-просветительская.

Анализ научной литературы позволяет прийти к выводу, что исследователи журналистики предлагают различные варианты перечня функций СМИ и их характеристик. Обобщив подходы разных ученых, можно предложить следующий набор функций СМИ: информационная, пропагандистская, интеграционная, социально-педагогическая, организаторская, рекреативная, рекламно-справочная, образовательная и культуроформирующая.

Культура является важным фактором социального развития, участвует в установлении норм социального поведения, обеспечивает социализацию личности на базе формирования мировоззрения, основанного на знакомстве с опытом культурного и духовного развития человечества. Культуроформирующая функция СМИ способствует приобщению массовой аудитории к культурным ценностям, нравственному и эстетическому развитию личности. Данная функция реализуется за счет представления аудитории информации о фактах и событиях культуры. Включение данной информации в картину мира потребителя информации оказывает влияние на социальное и межкультурное взаимодействие с представителями других социальных групп.

Е. П. Прохоров считает, что культуроформирующая функция журналистики заключается в том, что СМИ как один из институтов культуры в социуме должны создавать условия для всестороннего развития индивида посредством распространения культурных ценностей. Следует отметить, что ученый при определении сущности культуроформирующей функции исходит из понимания культуры как уровня развития общества в целом, его отдельных групп и индивидов с их творческими созидательными возможностями, отражающегося в духовных и материальных ценностях, а также формах социальных взаимоотношений. При этом не все продукты творческой деятельности людей, по мнению Е. П. Прохорова, могут быть включены в понятие культуры. Исследователь выделяет подлинную культуру, сформированную на основе общечеловеческих ценностей, контркультуру, которая не следует сложившимся высоким стандартам подлинной культуры и бескультурье как отрицание общепринятых культурных стандартов. Таким образом, культуроформирующая функция в понимании Е. П. Прохорова связана с обогащением внутреннего мира и формированием целостной личности не только на основе трансляции информации о лучших достижениях искусства и культуры, но и на основе формирования соответствующей картины мира, мировоззрения, исторического сознания, культуры проведения досуга, коммуникативной культуры. Эффективность реализации культуроформирующей функции в значительной степени зависит от степени гармоничности информационного воздействие на массовую аудиторию и находится в непосредственной связи с такими функциями, как идеологическая, развлекательная, рекламно-справочная.

С. Г. Корконосенко указывает на многообразие и динамичность массово-коммуникационных процессов в обществе и считает, что социальные функции журналистики следует рассматривать с точки зрения способности СМИ отвечать специфическим ожиданиям и потребностям целевой аудитории. Журналистика должна создавать условия для развития аудитории, способствовать осмыслению ею масштабных явлений и значимых проблем на основе предоставляемой информации. Так, исследователь указывает на взаимосвязь между идеологической и культуроформирующей, просветительской функциями, возникающую поскольку СМИ способны воздействовать на идеи и убеждения, оказывать влияние на формирование социальных и личностных идеалов. При этом подчеркивается, что в процессе формирования и распространения идеологических установок СМИ следует рассматривать как участников духовного производства, поскольку в медиапродуктах могут как отражаться уже закрепившиеся в массовом сознании концепты морального, нравственного, эстетического содержания, так и формулироваться новые [7, с. 194]. Ученые указывают на необходимость учитывать и специфику рекреативной функции журналистики, реализация которой способствует доступности и удобству восприятия материала целевой аудиторией.

В. В. Перевалов, рассматривая, содержание культуроформирующей функции, проводит аналогию с содержанием ключевых функций культуры в социуме. Так, исследователь отмечает, что ключевой функцией культуры, является поддержание исторической и системной целостности общественной деятельности. Аналогичная задача выполняется и в рамках культуроформирующей функции СМИ. Важной задачей культуры является формирование такого типа личности, который будет соответствовать особенностям сложившейся в конкретный исторический период социальной системы, что также свойственно и СМИ. Сходство наблюдается в функции передачи социального опыта между поколениями, а также представителями разных культур, функции познания мира и самопознания индивида, функции преобразования окружающей действительности, регулятивной функции, связанной с установлением и трансляцией норм поведения в социуме, функцией сохранения информации, функции разрядки и снятия эмоционального напряжения.

В целом, материалы культурной направленности в СМИ реализуют достаточно широкий спектр функций, благодаря чему соответствующая информация доносится до аудитории максимально полно и эффективно. Реализация культуроформирующей функции журналистики основывается на сочетании разных видов деятельности: информирования массовой аудитории, популяризации, пропаганды и критики. Особую роль при этом играет культурного состояния социума. Актуализация определенного вида деятельности оказывает влияние на характер и степень реализации данной функции СМИ. Роль СМИ не должна сводиться только к информированию аудитории, важной составляющей также популяризация культуры, основанная на изложении сложного для понимания материала в форме, которая делает его понятным и легким для усвоения массовой аудиторией. Так, С. П. Суворова сравнивает популяризацию с работой переводчика, отмечая, что она является «мостом» между сложным языком конкретного вида духовного творчества и языком аудитории.

А. Э. Винокурова и И. А. Пантелеева, подчеркивая эффективность современных медиа как инструмента популяризации культуры, указывают на необходимость формировать условия для культурного образования массовой аудитории.

Культуроформирующая деятельность требует от СМИ не только грамотного и качественного изложения сложных культурных вопросов, описания результатов культурной и духовной деятельности, но и анализа тенденций, механизмов общественного развития в сфере культуры. Последнее невозможно без комплексного анализа процессов и явлений, происходящих в разных сферах жизни общества.

В последние годы внимание исследователей привлекают проблемы и специфика реализации культуроформирующей функции разными типами и видами СМИ.

Е. Ю. Коломийцева предлагает обобщенную типология СМИ, освещающих культурную тематику. Автор выделяет СМИ, имеющие особые рубрики, посвященные культуре, и специализированные СМИ, посвященные проблемам культуры, для которых характерен более высокий профессиональный уровень и качественный анализ культурных событий и явлений.

Начиная с XVIII в печатные СМИ играли значительную роль в просвещении и приобщении аудитории к культуре. Со второй половины XVIII в. в обществе значительное внимание уделяется литературе, музыке, театру др. видам искусств, востребованность данных тем приводит к появлению изданий, освещавших развитие науки, знакомивших аудиторию с литературными произведениями и другими культурными сферами.

Современные печатные издания уделяют меньше внимания реализации культуроформирующей функции. Наиболее распространенный формат – информационные материалы, рассказывающие о новостях в сфере искусства, культуры или науки, сообщающие широкой аудитории о новых продуктах этих областей. В периодике материалы культурной тематики сводятся к репортажам о культурных мероприятиях (концертах, выставках и пр.), а также интервью с деятелями искусств. Актуальной остается и проблема качества продуктов духовного творчества, которые попадают на страницы изданий. Так, С. П. Суворова отмечает сужение предметной области при освещении темы культуры в печатных СМИ, а также обеднение жанровой палитры: преимущественной использование информационных жанров, уменьшение числа публикаций в аналитических жанрах и практически полное отсутствие художественно-публицистических.

При этом необходимо отметить роль специализированных изданий о культуре в информировании о культурных явлениях, их интерпретации и популяризации. Такие СМИ можно разделить на две группы: культурно-просветительские (например, «Человек без границ», «Северная жемчужина» и др.) и искусствоведческие («Диалог искусств», «Искусство кино», «Театрал», «Баллет» и др.). Они в большей мере, чем другие типы печатных СМИ, способны удовлетворить информационные потребности аудитории, формировать систему культурных ценностей.

Специализированные издания о культуре поднимают широкий спектр вопросов, связанных с развитием культуры и способны сформировать ценностное смысловое пространство, в рамках которого вырабатываются объективные критерии оценки социокультурных тенденций и ценностно-нормативные ориентиры, необходимые для развития общества. Такие периодические издания вносят значительный вклад в формирование мировоззрения аудитории, становятся источником новых знаний и эмоционального опыта. Но такие издания выпускаются небольшим тиражом и ориентированы на достаточно узкую целевую аудиторию.

Радио с момента своего появления рассматривалось как важный инструмент реализации государственной политики по повышению культурного уровня населения. Несмотря на идиологизированность вещательных программ, они выступали эффективным средством пропаганды культуры, но в конце ХХ в. в условиях с трансформации медиасисистемы и ее коммерциализации радио стало утрачивать культурно-просветительский потенциал.

Исследователи отмечают, что программы о культуре на современном радио отражают универсальные общекультурные традиции (новости культурной жизни, тематические программы о видах искусства), культурные события (например, трансляции произведений искусства). Радио при этом является важной площадкой для трансляции массовой культуры.

Ж. А. Мукатова и Б. В. Волкова, анализируя функции телевидения в современной культуре, приходят к выводу, что телеканалы являются одним из основных средств отражения информационной культуры в обществе, поскольку способствуют углублению понимания зрителями культуры за счет освещения явлений классического искусства, массовой культуры, нравственной культуры, научно-технических достижений. Технические возможности телевидения способствуют непосредственному приобщению аудитории к культуре. Исследователи отмечают, что современное телевидение проявляет себя и как средство производства культурных ценностей.

Среди основных проблем культурно-просветительских телевизионных программ можно назвать их положение в программной сетке каналов. Подобные передачи по большей степени включаются либо в утренний вещательный блок, либо в ночной. А. Э. Винокурова и И. А. Пантелеева связывают это с их относительно небольшой популярностью в сравнении с развлекательными программами и ток-шоу, что приводит к снижению качества медиапродукции и уменьшению показателей просмотров. «Создатели программ значительное внимание уделяют развлекательному направлению. Именно эти программы стали обязательными в сетке любого канала, потеснив собою остальные, особенно культурно-просветительской тематики».

Н. С. Гегелова указывает на то, что на современном отечественном телевидении наблюдается нехватка развивающих и просвещающих программ, призванных способствовать духовному и нравственному росту аудитории, пропагандирующих моральные и духовные ценности.

Следует отметить специализированный телеканал «Россия-Культура», который играет существенную роль в развитии культуроформирующей деятельности. Данный канал информирует о ключевых события культурной жизни, дает аудитории возможность приобщиться к культурному наследию и искусству, производит собственные программы и циклы, различной жанровой и тематической направленности. Вещательная сетка канала включает историко-просветительские, информационно-познавательные, информационно-аналитические программы, тележурналы, документальные фильмы, ток-шоу и пр. Программы телеканала способствуют интеллектуальному развитию зрителей.

Вместе с тем, снижение численности аудитории телевидения – одна из глобальных тенденций современного медиапространства. Как показывают исследования, частота и продолжительность телесмотрения стабильно сокращается на протяжении последних лет, наблюдается изменение привычек медиапотребления, формирования новых способов просмотра видеоконтента. Снижения линейного телепотребления связано с «перетеканием» аудитории на интернет-ресурсы.

Характер и эффективность реализации культуроформирующей функции варьируется в разные исторические периоды. Важно также учитывать, что политические, социальные, экономические процессы в обществе в числе прочего определяются социокультурными факторами: нравственными и духовными приоритетами, ценностными ориентирами, закрепленными в общественном сознании.

Значительное влияние на выполнение СМИ культуроформирующей функции оказывает информационная культурная политика, реализуемая социальным институтами и государством в целом. «Культуроформирующая деятельность журналистики становится эффективной в условиях целенаправленной культурной политики государства, которое, как источник права, обладает значительными возможностями для оптимизации информационной политики СМИ в сфере культуры».

Исследователи отмечают, что на сегодняшний день, хотя культурные события и воспринимаются журналистами как информационные поводы, наблюдается бессистемность освещения таких событий, что свидетельствует об отсутствии целостной концепции распространения культуры и просвещения в СМИ.

Таким образом, осуществление культуроформирующей функции, как и других функций журналистики, направлено на изменение картины мира массовой аудитории. СМИ, реализуя культуроформирующую функцию, участвуют в социализации индивида, приобщают его к социокультурному опыту. Массмедиа оказывают влияние на динамику культуры и формирование ценностного потенциала социума.