УДК 070

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

№40,

Филологические науки

Мамутова Надежда Алексеевна


Ключевые слова: КУЛЬТУРА; ЖУРНАЛИСТИКА; CULTURE; JORNALIZM.


Аннотация: Освещение понятия и функций культурной и культурно-просветительской журналистики, ее цели и задачи.

В современном обществе СМИ являются одним из основных поставщиков различных видов информации о мире, в том числе и культурной информации. Культура позволяет передать социальный опыт, оказывает влияние на общественное отношение и оценку явлений действительности, является одним из инструментов поддержания связи между членами общества в процессе создания или освоения материальных, духовных ценностей. Благодаря СМИ культурные ценности становятся доступными для широкой аудитории: «независимо от материальных условий или географического положения, человек может виртуально совершать путешествия в любые уголки мира, постигать нравы и обычаи других народов, посещать ведущие музеи и лучшие театры разных стран, знакомиться с творчеством и жизнью выдающихся деятелей культуры, просвещаться в различных областях познания».

При этом деятельность СМИ не должна сводиться к простому освещению культурных событий или распространению рекламно-справочной информации. По мнению С. Г. Корконосенко, задача журналистики заключается в том, чтобы способствовать развитию аудитории, представлять ей информацию, необходимую для осмысления действительности, общественных проблем и перспектив. СМИ не только транслируют социокультурный опыт человечества, приобщая массовую аудиторию, к культурным ценностям, но и анализируют такой опыт.

Термин «культурная журналистика» вошел в широкий обиход относительно недавно. В научной литературе представлены разные подходы к трактовке и содержанию данного понятия. В понятие культурная журналистика в первую очередь включались различные направления критики (литературной, художественной, театральной), а также отчеты о культурных мероприятиях.

На сегодняшний день культурная журналистика трактуется исследователями как особе направление, задачей которого является освещение в средствах массовой информации тем культуры и искусства.

Э. В. Гмызина и К. Р. Алоян указывают на важность разграничения понятий культурная журналистика и арт-журналистика. Ученые отмечают, что культурная журналистика ориентирована на информирование массовой аудитории о явлениях и событиях культуры и культурных процессах в обществе, в то время как арт-журналистика ориентирована на более узкую аудиторию, поскольку авторами медиатекстов выступают искусствоведы. «Если цель культурной журналистики – перевод сложных культурных кодов на более доступный для широкой аудитории язык, то арт-журналистика остается достаточно элитарным явлением, предназначенным для тех, кто обладает способностью к самостоятельному декодированию сложных текстов».

Н. И. Клушина предлагает более широкую трактовку термина «арт-журналистика» как медиа-версии культуры, формируемой на основе интерпретации феноменов культуры в массмедиа, и включающей сообщения о культурных событиях, рецензии на произведения, комментарии.

Т. С. Сергеева рассматривает арт-журналистику как часть культурной журналистики и определяет ее как специализированную сферу журналистской деятельности по формированию общественного мнения и удовлетворения информационных потребностей аудитории в области искусства и культуры.

Н. Е. Вокуев, анализируя тенденции в современной культурной журналистике, вводит понятие «культурные медиа», поскольку термин «культурная журналистика», по мнению исследователя, не может охватить все практики распространение информации о культуре в медиапространстве. Культурные медиа в понимании автора – это совокупность производителей, распространителей и потребителей медиапродуктов, а также сами медиапродукты и технологии производства, трансляции и потребления культурного капитала. В понятие культурные медиа Н. Е. Вокуев включает также физические и виртуальные пространства, дискурсивно формирующие культурное поле.

Рассматривая особенности презентации темы культуры в СМИ, следует отметить наблюдаемое в последние годы увеличение востребованности культурно-просветительских медиатекстов. Г. В. Лазутина и С. С. Распопова культурно-просветительскую журналистику определяют как вид журналистской деятельности, направленный на «перевод» наиболее значимых культурных компонентов социальной жизни на язык, понятный широкой аудитории, а также на определение смысла данных компонентов. Появление данного направления ученые связывают с потребностью общества «ориентироваться не только в происходящих событиях, но и в продуктах человеческого труда, рассчитанных на многократное использование».

По замечанию исследователей, культурно-просветительская журналистика имеет дело с культурным слоем социальной жизни, т. е. совокупностью материальных и духовных ценностей, которая сформировалась за время существования человечества и постоянно развивается и дополняется. Таким образом, культурно-просветительская журналистика освещает не только тему культуры и искусства, но также обращается к ключевым ценностям, создаваемым обществом.

А. П. Поликарпова указывает на то, что культурно-просветительская журналистика освещает такие события и темы, которые связаны с трансляцией и популяризацией культурных, духовных и др. ценностей. Предметную область при этом, по мнению исследователя, составляют искусство, литература (как профессиональные, так и любительские), наука и техника, т.е. те виды человеческой деятельности, которые нацелены на освоение и лучшее понимание мира и окружающей действительности.

Культурно-просветительская журналистика информирует аудиторию о культурной жизни общества и доносит до нее образцы культуры, играя значимую роль в формировании культурно-просветительского дискурса. О. В. Седельникова отмечает, что активному развитию культурно-просветительского журналистского дискурса способствовало выделение специализации в журнальной периодике в середине XIX в. Ключевой целью данного типа дискурса, по замечанию ученого, является распространение в массовом сознании современных знаний об окружающем мире, человеке, способствующих формированию активных членов социума и гармоничному развитию личности. Участниками культурно-просветительского журналистского дискурса выступают адресанты – авторы медиатекстов и адресаты – массовая аудитория.

Для медиатекстов культурно-просветительской направленности характерны «перевод» специализированных продуктов духовной деятельности человечества на язык, доступный широкой аудитории, а также осмысление таких продуктов с позиции их соответствия тенденциям социального развития. Как следствие медиатексты способны побуждать аудиторию осознанно и целенаправленно отбирать информацию, ценности, нормы, тем самым повышая уровень массового сознания.

В рамках научного осмысления особенностей реализации задач культурно-просветительскими медиа, интересным представляется подход Н. С. Цветовой. Исследователь предлагает разделять современный культурно-просветительский медиадискурс на два типа. Первый тип формируется на основе традиций отечественной журналистики, масс-медиа, принадлежащие к данному типу, продолжают просветительские традиции, заложенные периодическими изданиями XVIII века, формируют особое культурное пространство, позволяющее развивать творческий потенциал аудитории, расширять ее эмоциональный опыт, обеспечивать условия для культурного и духовного развития.

Второй тип, по мнению Цветовой, развивается на основе европейского опыта, в рамках данного типа медиадискурса основной можно считать побудительно-осведомительную интенцию. Медиа, относящиеся к данному типу, акцентируют внимание на информации о культурных фактах и тенденциях развития искусства «с целью стимулирования потребительского интереса к данным объектам, как имеющим определенную ценность или способным провоцировать релаксационное состояние».

Говоря о задачах культурно-просветительской журналистики, следует отметить, что она является одним из основных средств культурной социализации индивида в информационном обществе. Медиатексты рассматриваются современными исследователями как действенный механизм сохранения и передачи знаний и культурного наследия, обеспечивающий историческую преемственность поколений.

А. Р. Медведева основной задачей культурно-просветительской журналистики называет «обзор познавательного информационного поля, способствующего расширению культурного знания читателя».

Более детальное описание задач данного вида журналистики предлагает М. А. Найден. По мнению исследователя, редакционная политика культурно-просветительских СМИ должна быть направлена на стимулирование и поддержание интереса массовой аудитории к сфере культуры как значимого источника жизненного опыта человечества, жизненной ориентации. Для решения такой задачи, отмечает Найден, следует выявлять и наглядно демонстрировать аудитории связь между искусством, культурой, наукой и жизнью каждого человека. Такой подход способствует также решению второй важной задачи культурно-просветительской журналистики – формированию единого культурного пространства страны. Материалы культурно-просветительских медиа должны быть понятны массовой аудитории: «формировать средствами массовой информации единое культурное пространство страны вне связи с широкой аудиторией, оставляя ее за «барьером понимания», попросту невозможно».

Аналогичной точки зрения придерживается и С. П. Суворова. Исследователь подчеркивает, что поскольку предметом культурно-просветительской журналистики выступают продукты всех видов духовного творчества: науки, культуры, искусства, которые часто воплощаются средствами специализированного языка, основная задача СМИ – адаптировать данные продукты для широкой аудитории, выявив их значимость для общественного развития.

Следует отметить, что журналистика также является частью культуры, выступая одновременно и как продукт духовной культуры, и как производитель и распространитель ценностей. С данной точки зрения журналист может рассматриваться как субъект культуры, носитель культурных ценностей и смыслов, а также деятельный участник формирования культурного слоя, поскольку он отбирает факты из сферы культуры для освещения, анализирует и интерпретирует их, создает медиатекст, который будет формировать знания целевой аудитории, влиять на ее вкусы и отношение к культурным явлениям.

Культурная и культурно-просветительская журналистика способствует росту и развитию культурного потенциала социума, играет важную роль в духовно-нравственной интеграции общества, является важным фактором обеспечения диалога между различными культурами.

Медиатексты культурной направленности формируют мировоззренческую позицию аудитории, систему ценностей и эстетических ориентиров, способствуют накоплению культурного капитала, т.е. влияют на стиль мышления аудитории, а, следовательно, способны оказывать воздействие и на образ жизни и поведение.

Культурная журналистика не только формирует культурную повестку дня, транслируя информацию о культурных событиях, тенденциях развития и проблемах в сфере культуры, она также стимулирует интерес массовой аудитории к искусству и культуре, стимулируют общественное обсуждение тенденций развития и проблем сферы.

Таким образом, в журналистике сложилось особое направление, занимающееся адаптацией элементов культурного поля, культурных и духовных ценностей, сформировавшихся в обществе, способствующее информированию и ориентированию массовой аудитории в сфере культурных ценностей и передаче знаний об их развитии и влиянии на жизнь каждого члена социума. Журналистика может выступать эффективным инструментом формирования у массовой аудитории культурного сознания благодаря трансляции культурной информации, включающей в себя знания, традиции, ценности, моральные и этические нормы, а также сформированного на основе такой информации медиаобраза мира.