УДК 34.096

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ДЕЛАХ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

№40,

Юридические науки

Горбунова Юлия Сергеевна


Ключевые слова: ПРОКУРОР; ОСПАРИВАНИЕ; НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ; СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ; PROSECUTOR; CHALLENGING; NORMATIVE LEGAL ACTS; INTELLECTUAL PROPERTY COURT.


Аннотация: Статья 55 Конституции Российской Федерации устанавливает важнейшую гарантию прав и свобод человека и гражданина — запрет издания законов, отменяющих, либо умаляющих их права и свободы. Материалы прокуратуры свидетельствуют об увеличении числа дел по оспариванию нормативных актов, рассмотренных судами по заявлениям прокурора. Системный анализ организации деятельности по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами дел указанной категории обуславливает потребность совершенствования правового регулирования, регулирующего участие прокурора в рассмотрении судом дел об оспаривании нормативно-правовых актов. Это также означает необходимость тщательного изучения закономерностей, в том числе и негативные свойства, а также необходимость выработать научно обоснованные предложения, направленных на повышение эффективности участия прокурора в рассмотрении судами дел данной категории.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) закрепляет полномочия прокурора. Конкретно необходимо уделить внимание праву прокурора на оспаривание в суде нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти (исключением является Правительство РФ), законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Данный надзор представляет собой значительный объем нормативного правового материала, который требует пристального внимания со стороны прокуроров и без чего невозможно обеспечить надлежащую полноту надзорной деятельности. В связи с этим, прокурорский работник должен обладать специальными знаниями. На прокуратуру возлагается обязанность по фиксации отклонений от требований закона и устранения правонарушений, причин или условий их совершения. Осуществляя свои полномочия в указанной сфере прокурорского надзора, прокуратура вносит важный вклад в укрепление верховенства закона.

Право подавать заявления в суд по делам об оспаривании нормативных правовых актов, является непосредственно самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан. Осуществление данного права предусмотрено 23 главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Закреплено две формы участия прокурора в рассмотрении административных дел: непосредственно обращение с заявлением (исковым заявлением), а также вступление в судебный процесс для дачи заключения по административному делу.

Полномочия прокурора обращаться в Суд по интеллектуальным правам закреплены ч. 2 ст. 192 АПК РФ. В данный суд могут быть поданы заявления о признании нормативных правовых актов недействующими, если истец полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц.

Стоит обратить внимание на то, что, если федеральным законом не предусмотрено иное, обращение стороны в вышестоящий орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в Суд по интеллектуальным правам.

Оспорить нормативный правовой акт возможно подав заявление о признании его недействующим, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем не подлежащим применения для регулирования общественных отношений, а также как не соответствующему по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Требования, предъявляемые к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим, закреплены п. 1, 2 ч. 1, п. 10 ч. 2, ч 3 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив содержание организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно сделать вывод, что направление исковых заявлений (заявлений) указанной категории относится к одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Так же это подтверждается непосредственно тем, что роль прокурора при рассмотрении гражданских и административных дел судами, заключается в обеспечении соблюдения Конституции РФ и иных законов, действующих на территории Российской Федерации.

Проекты исков (заявлений), подсудных Суду по интеллектуальным правам (часть 4 статьи 34, часть 2 статьи 198 АПК РФ), подготовленных, в том числе, прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур, согласовывать с Главным гражданско-судебным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управлением обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при подготовке проекта иска военным прокурором). При изучении проектов необходимо оценивать проект на соответствие нормам материального и процессуального права, полноту и достаточность допустимых доказательств. В рассмотрении Судом по интеллектуальным правам дел по искам (заявлениям) Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур или их заместителей в защиту прав на объекты интеллектуальной собственности участвовать сотрудникам Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) [1].

Основаниями для оставления заявления об оспаривании нормативного правового акта является нарушений требований, предусмотренных положениями ч. 1 ст. 128 и ч. 1, 2 ст. 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стоит отметить, что основанием для приостановления действия оспариваемого нормативного правового акта, подача заявления в Суд по интеллектуальным правам, не является.

Необходимым условием для обращения в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим, является указание в таком заявление на конкретное нарушение (угрозу нарушения) оспариваемым актом или его положениями прав и (или) законных интересов граждан, организаций или иных лиц.

Отсутствие же в заявлении указания в чем заключается нарушение (угроза нарушения) оспариваемым актом или его отдельными положениями публичных интересов или прав и (или) законных интересов граждан, организаций, иных лиц, нарушение иных требований, предъявляемых АПК РФ к заявлению, являются основанием для оставления заявления без движения (статья 128, часть 2 статьи 192, статья 193 АПК РФ)[2].

Статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения указанных дел не должен превышать трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения по делу. Рассматривая дела об оспаривания нормативных актов, Суд по интеллектуальным правам осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие его иному правовому акту (федеральному конституционному закону, федеральному акту), имеющему большую юридическую силу, а также устанавливает наличие полномочий у органа или должностного лица, на издание соответствующих актов.

При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правого акта, суд не связан доводами, только содержащимися в заявлении, а проводит полноценную проверку положения в полном объеме.

Суд по интеллектуальным правам прекращает производство по делу, если устанавливается наличие вступившего в законную силу решения арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверявшего соответствие оспариваемого акта по тем же основаниям. Если от заинтересованного лица, подавшего заявление об оспаривании нормативного правового акта в Суд по интеллектуальным правам, поступил отказ от своего требования, то это никак не препятствует рассмотрению Судом дела по существу.

Суд по интеллектуальным правам, согласно ст. 195.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая дела об оспаривании актов, обладающих нормативными свойствами, устанавливает наличие в оспариваемом акте нормативных свойств, позволяющих применить его неоднократно в отношении неопределенного круга лиц в качестве общеобязательного предписания, а также соответствие положений оспариваемого акта разъясняемым им нормативным положениям. Бремя доказывания соответствия положений нормативного акта, возлагается на орган, либо должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт.

Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает перечень обстоятельств, которые подлежат выяснению судом, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов. Пункты 2 и 3 части 8 указанной статьи КАС РФ устанавливают требования к нормативным правовым актам. Соблюдение органом, издавшим оспариваемый акт, указанных требований, соответственно, является объектом проверки при решении вопроса о законности нормативного правового акта и принятии мер прокурорского реагирования.

По итогам рассмотрения судом дела об оспаривании нормативного правового акта и признания его недействующим, последствием будет являться исключение его из системы правового регулирования полностью или частично.

Подводя итоги, правом на оспаривание нормативного правового акта недействующим полностью или в части имеет прокурор, который выполняет специальную функцию. Полномочия прокурора по таким делам являются важными гарантиями защиты и восстановления нарушенных прав лиц (например, при признании акта недействительным и возможности заявителей обратиться с требованиями в суд). Дела об обжаловании нормативных актов рассматриваются судами общей юрисдикции, кроме дел об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которые, согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, подсудны Суду по интеллектуальным правам.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость расширения полномочий прокурора, участвующего в рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, ведь его главной ролью выступает защита законных прав, свобод и интересов граждан. Обширный круг полномочий прокурора в административном судопроизводстве поспособствует вынесению законных и обоснованных судебных решений.


Список литературы

  1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.07.2017 N 473 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»