УДК 340.1

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

№40,

Юридические науки

Павленко Полина Сергеевна


Ключевые слова: ДЕТИ; МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ; ЖИЛИЩЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА; CHILDREN; LARGE FAMILY; HOUSING; SOCIAL SUPPORT.


Аннотация: В данной статье автором рассматривается и анализируется социальная поддержка многодетных семей. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.). В заключении предложены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации.

В экономическом плане многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Часто отмечается негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям. Актуальность работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы делают необходимостью оказания ей помощи со стороны государства.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 14 апреля 2016 г. № 669-р [4] утвердило план мероприятий по реализации в 2016 — 2020 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [3].

Отметим, что термин «многодетная семья», к сожалению, не нашел отражения в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [1], что, позволило закрепить разные подходы к определению рассматриваемого термина в законодательстве субъектов Российской Федерации. Если исходить из содержания п. 2 ст. 3 СК РФ, то необходимо отметить, что семейное законодательство включает Семейный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации.

Например, Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [2] правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки (подп. «а», «б» п. 1) [8].

Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 [5], а Порядок предоставления набора социальных услуг — Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 [6].

Законодательством субъектов РФ установлены критерии отнесения семей к многодетным. Отметим, что определение многодетной семьи в соответствии с установленным в субъекте РФ порогом многодетности (но не менее трех детей) содержится в Национальном стандарте «Социальное обслуживание населения» (п. 2.4.3 ГОСТ Р 52495-2005, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст [7]).

Приведем пример, решением Ставропольской городской Думы от 25 ноября 2009 г. № 134 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей ребенка (детей) в возрасте от 1,5 до 3 лет» утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей ребенка (детей) в возрасте от 1,5 до 3 лет. Административный истец, являясь матерью троих несовершеннолетних детей и фактически проживая на территории города Ставрополя, в декабре 2020 г. обратилась в комитет труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя с заявлением о назначении ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей ребенка (детей) в возрасте от 1,5 до 3 лет. Уведомлением от 17 декабря 2020 г. № 19439 комитет труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя отказал в назначении административному истцу ежемесячного пособия со ссылкой на пункт 3 оспариваемого Порядка, поскольку С. не представлено доказательств наличия регистрации по месту жительства либо месту пребывания на территории г. Ставрополя. По мнению С., регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Применительно к оспариваемому правовому регулированию противоречит федеральному законодательству не сама по себе регистрация в качестве способа подтверждения места жительства на территории г. Ставрополя и обозначенная органами местного самоуправления как условие предоставления назначения и выплаты малообеспеченным многодетным семьям ежемесячного пособия, а тот факт, что оспариваемым Порядком исключается возможность подтверждения места жительства на территории г. Ставрополя иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей Порядка, суд первой инстанции признал не действующими оспариваемые положения Порядка в части слов, в целом определяющих регистрацию как способ подтверждения места жительства или пребывания на территории г. Ставрополя, что нельзя признать правильным (Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 по делу № 66а-1615/2021).

Многодетные семьи для улучшения жилищных условий могут участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Ее суть заключается в том, что государство предоставляет возможность получить молодой семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, социальную выплату, которая компенсирует часть затрат на приобретение квартиры или строительство дома.

На федеральном уровне следует создать модель регулирования вопросов социальной поддержки и социального обслуживания многодетных семей, а субъекты Российской Федерации при определении критериев и условий оказания социальной поддержки и социального обслуживания уполномочить расширять перечень мер, гарантирующих реализацию права на социальную поддержку и социальное обслуживание без установления дополнительных критериев и условий оказания социальной поддержки, за исключением случаев, если они (критерии и условия) не направлены на улучшение социального благополучия многодетной семьи.

Виды и порядок предоставления денежных выплат, льгот и натуральной помощи многодетным семьям регулируются региональным законодательством.

Виды социальных гарантий многодетным семьям

1. Денежные выплаты, предоставление льгот и оказание натуральной помощи
2. Льготы в сфере ЖКХ
3. Налоговые льготы
4. Льготы по бесплатной стоянке (парковке)
5. Бесплатное предоставление земельного участка
6. Бесплатный проезд на железнодорожном транспорте
7. Предоставление оплачиваемого отпуска в удобное время
8. Предоставление субсидий
9. Предоставление господдержки при погашении обязательств по ипотеке.

Предлагается в Семейном кодексе Российской Федерации закрепить понятие «многодетная семья», а именно ст. 81 СК РФ (Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке) дополнить примечанием и изложить в следующей редакции:

«1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Примечание. Семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, включая усыновленных, а также пасынков и падчериц, признается многодетной до достижения младшим из них возраста 18 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 23 лет.
В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств».


Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) О мерах по социальной поддержке многодетных семей // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1044.
  3. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2016 № 669-р. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 — 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.04.2016.
  5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 (ред. от 24.04.2020) О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 2). Ст. 109.
  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 (ред. от 01.03.2012) Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан // Российская газета. № 31. 2005.
  7. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст. Об утверждении национального стандарта : [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. — М., 2021. – 566 с.