УДК 34

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЗНАКИ

№40,

Юридические науки

Гужа Юлия Валентиновна


Ключевые слова: ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ГАРАНТИИ; КОМПЕНСАЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ; ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН; ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ ГРАЖДАН; EXECUTIVE POWER; RESTRICTIONS ON RIGHTS; EXECUTIVE AUTHORITIES; GUARANTEES; COMPENSATION; ADMINISTRATIVE ASSISTANCE; RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS; RESTRICTIONS ON CITIZENS’ RIGHTS.


Аннотация: В работе анализируются основные характеристики правоограничений в сфере административной деятельности. Особое внимание обращается на правозащитную деятельность, которая должна учитываться органами исполнительной власти в целях защиты прав и свобод гражданина от необоснованного ограничения. В работе выделены самостоятельные признаки правомерных ограничений прав граждан органами исполнительной власти.

Вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации отраслевого законодательства являются одними из актуальных в деятельности исполнительных органов государственной власти.

В деятельности органов исполнительной власти следует различать конституционные основы ограничения прав граждан и ограничения прав и свобод граждан различного характера: конституционно-правового, административно-правового, уголовно-процессуального и др.

Широкое рассмотрение ограничений прав граждан, как самостоятельного средства воздействия, применяемого органами исполнительной власти, в первую очередь, вызвано тем, что в теоретических исследованиях ограничения рассматриваются в большей степени с позиции юрисдикционного инструмента, как содержательного элемента государственного принуждения.

Высокий уровень защиты прав человека и гражданина может быть обеспечен только при постоянно слаженном взаимодействии всех органов государственной власти, а также социальных институтов.

Деятельность государственных органов осуществляется исходя из установленного сегмента ответственности, где каждый орган обязан выполнять свои функции в строгом соответствии с назначением. Законодательной власти отводится созидательная роль в государственном механизме защиты прав граждан.

В результате законодательной деятельности создаются общие нормативные требования, которые должны создавать необходимые условия для обеспечения защиты прав граждан. В свою очередь деятельность органов судебной власти, в большей степени, осуществляется в целях восстановления прав по факту выявленного нарушения права [9, с. 57].

Деятельность органов исполнительной власти в сравнении с деятельностью других органов отличается своим перманентным характером, в равной степени связана с законодательной и судебной властью.

Установленные Конституцией Российской Федерации легитимные основания ограничений прав граждан в силу своей универсальности и общезначимости обязательны для любого субъекта, применяющего ограничения прав граждан. Органы исполнительной власти в силу своего предназначения, исполняя положения законодательных актов, в большей степени реализуют полномочия, связанные с применением ограничений прав.

Выделим самостоятельные признаки правомерных ограничений прав граждан органами исполнительной власти, среди которых [5]:
1. Применение на основе норм административного права;
2. Воздействие на различные отраслевые права, свободы, законные интересы.
3. Применение в одностороннем порядке, по инициативе властной стороны.
4. Реализация уполномоченным кругом субъектов.
5. Динамический характер.
6. Поддержание установленного порядка управления и обеспечение общественной безопасности.
7. Обусловленность реализацией государственной функции по применению методов административно-правового воздействия.
8. Применение по отношению к дифференцированному кругу лиц.
9. Сопряженность с введением индивидуального или специального административного режима.
10. Наличие компенсационного механизма.

Думается, что правомерные ограничения прав граждан органами исполнительной власти» — это правовое средство динамического характера, обладающее компенсационным механизмом, применяемое властной стороной по собственной инициативе на основе норм административного права, транслирующее государственную функцию применения методов административно-правового воздействия на права, свободы и законные интересы граждан и иных невластных субъектов в целях поддержания установленного порядка управления и обеспечения безопасности.

Правовые ограничения, применяемые в деятельности органов исполнительной власти, имеют различные формы. Исполнительные органы государственной власти, осуществляя полномочия в рамках предоставленной им законодательством компетенции, могут ограничивать права граждан в ходе нормотворческой, правоприменительной, юрисдикционной деятельности. При этом ограничения могут принимать форму запретов, обязанностей, быть сопряжены с принуждением. Правомерные заперты и ограничения выступают регуляторами человеческого поведения, преследуют цель достижения всеобщего блага, развития общества и государства, имеют в своем содержании регулятивные, созидательные и охранительные компоненты [6, с. 28].

Но самый главный вопрос, связанный с ограничениями — это установление критериев их правомерного применения.

Виды ограничений, применяемые органами исполнительной власти различны. Все ограничения по субъекту ограничения могут быть классифицированы на ограничения, применяемые к гражданам и иным субъектам: юридическим лицам, должностным лицам, органам государственной власти и др.

Ограничения по источнику различаются на ограничения, втекающие из принуждения, ограничения из убеждения. Ограничения по функциональному признаку: вытекающие из нормотворческой деятельности, правоприменительной деятельности, из юрисдикционной деятельности. По степени законности: правомерные ограничения и примененные неправомерно, с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Правомерные ограничения прав граждан, применяемые органами исполнительной власти, могут подразделяться на юрисдикционные и неюрисдикционные [6, с. 28].

Ограничения прав граждан органами исполнительной власти реализуются в ходе обеспечительно-охранительной, функции предоставления государственных услуг, в рамках содействия органам исполнительной власти, а также в случае вовлечения невластного субъекта в сферу деятельности органа исполнительной власти, когда необходимо обеспечить публичный интерес в целях соблюдения публичного порядка и общественной безопасности [4].

Ограничения прав граждан органами исполнительной власти чаще встречаются в ходе осуществления последними юрисдикционной деятельности, а также в рамках специальных административных режимов в отсутствии противоправных действий и обстоятельств, в ходе оказания содействия должностным лицам (например, в качестве понятых), при наступлении нерядовых обстоятельств.

Административные ограничения имеют ряд признаков, отличающих их от иных видов правовых ограничений, к ним следует относить:

Во-первых, применяются на основе норм административного права. Органы исполнительной власти применяют ограничения в строго предусмотренных законом границах на основе норм КоАП РФ [2].

Во-вторых, административные ограничения могут затрагивать различные отраслевые права, свободы и законные интересы граждан РФ. Органы исполнительной власти в рамках регистрации, лицензирования, контроля и иных форм деятельности могут применять ограничения в отношении широкого круга прав и свобод граждан, в том числе конституционных, гражданских и др.

В-третьих, административные ограничения применяются по инициативе властного субъекта, то есть присущ односторонний порядок реализации. Применение ограничений в ходе административной деятельности, в ходе обслуживания населения, предоставления государственных услуг осуществляется в форме административных требований и властных обязываний [7].

В-четвертых, административные ограничения применяются уполномоченными на их применение властными субъектами.

В-пятых, административные ограничения имеют динамический характер. Смысл административных ограничений заключается не столько в формировании и контролировании управленческой среды, а в создании предпосылок ее динамического роста.

В-шестых, административные ограничения взаимоувязаны с необходимостью достижения генеральной цели, преследуемой государством — обеспечения порядка и общественной безопасности.

В-седьмых, применение мер административных ограничений сопряжено с применением различных методов административно-правового воздействия. Основные два метода принуждение и убеждение, причем последний приоритетный, первый применяется в случае, если применение убеждения своей цели не достигло[5].

В-восьмых, административные ограничения связанны с введением индивидуального либо специального административного режима. Лицо, к которому применяется административное ограничение всегда вовлечено в правоприменительную сферу, его статус претерпевает ограничения, испытывает на себе неблагоприятные последствия в связи с вовлечением в особый правовой режим.

Перечисление признаков административно-правовых ограничений, применяемых органами исполнительной власти, позволили сформулировать следующее определение. Административные ограничения прав граждан — это инструмент правового воздействия на поведение невластных субъектов, с целью сдерживания прав и свобод различного отраслевого содержания, применяемые властными субъектами в одностороннем порядке против воли невластного субъекта на основе норм административного права в целях достижения общего блага, общественной безопасности и правового порядка.

Выводы. Таким образом, административно-правовые ограничения многофункциональны, позволяют органам исполнительной власти решать важные, полезные общественные и государственные задачи, гражданам удовлетворять свои потребности и интересы в получении благ. Кроме того, ограничения в условиях пробельности правового регулирования могут сыграть роль регулятора общественных отношений. Административно-правовые ограничения прав граждан выступают неотъемлемым элементом метода административно-правового воздействия, имеют его черты. В различных методах административного воздействия право-ограничения могут быть как позитивным, так и негативными, выполнять различные функции, приобретать различные формы, в том числе в виде прямых ограничений, когда устанавливаются границы и препятствия для реализации полностью или частично предусмотренного законом права и свободы.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
  3. Актуальные проблемы административного права 1: учебно-методическое пособие по практическим занятиям / сост. А.А. Мусаткина. – Тольятти : ТГУ , 2017. – 64 с.
  4. Демин А.А. Государственная служба [Электронный ресурс]: [учеб. пособие] / А. А. Демин. — Изд. 6-е, испр. и доп. — Москва: Книгодел, 2013. — 184 с
  5. Осинцев Д.В.Источники административного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 4. – 321 с.
  6. Осяк А. Н. Об ограничениях прав граждан в деятельности органов исполнительной власти // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ogranicheniyah-prav-grazhdan-v-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 19.11.2022).
  7. Романовский В.Г. Ограничения прав человека в современном конституционном праве России // Наука. Общество. Государство. — 2019. — Т. 7, № 4 (28). — С. 16-21.
  8. Соболев О.В. Ограничения прав граждан как структурный элемент метода административно-правового воздействия и формы его выражения /О.В. Соболев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 18. № 3. – 256 с.