УДК 342.92

К ВОПРОСУ О ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№40,

Юридические науки

Козлов Вадим Сергеевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; НАКАЗАНИЕ; ШТРАФ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ; ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ; ADMINISTRATIVE OFFENSES; TRAFFIC SAFETY; TYPES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PUNISHMENT; FINE; WARNING; CONFISCATION OF THE INSTRUMENT OF COMMISSION OR THE SUBJECT OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; DEPRIVATION OF THE RIGHT TO DRIVE VEHICLES; ADMINISTRATIVE ARREST; MANDATORY WORK.


Аннотация: Данная статья посвящена характеристике видов административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения, раскрыто их понятие и содержание, выявлены особенности назначения и применения конкретных видов ответственности, предусмотренных КоАП РФ в отношении нарушителей дорожного движения.

Обеспечение правопорядка является одной из главных функций страны. В свою очередь безопасность дорожного движения является важной составляющей верховенства права. В основу системы правового регулирования безопасности дорожного движения положен институт административной ответственности. Административная ответственность реализуется методом внедрения административных взысканий в сфере дорожного движения [7, С. 694].

Следует отметить, что условием административной ответственности является наличие виновного действия или бездействия, а основанием административной ответственности есть совокупность нормативных, фактических и процессуальных факторов, которые в совокупности могут привести к ответственности.

Административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения следует определить как вид государственного принуждения. Это понятие реализовано в процессуальной форме, закрепленной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ [1]).

Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет понятие административной ответственности как разновидность мер государственного принуждения за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях. Глава 12 действующего Кодекса содержит ряд статей, каждая из которых регулирует условия и основания юридической ответственности участников дорожного движения за то или иное нарушение ПДД, а также устанавливает вид и размер наказания.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает исчерпывающий список видов административных взысканий, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения в сфере дорожного движения.

Так, за совершение административных правонарушений устанавливаются и применяются следующие виды административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест, обязательные работы.

Согласно КоАП РФ административные наказания делятся на основные и дополнительные [2, С. 168].

Основными административными наказаниям за совершения правонарушений в области дорожного движения, согласно статьи 3.3 КоАП РФ являются предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест и обязательные работы.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права посредством права управления транспортным средством соответствующего вида могут быть установлены и применены как основное, так и дополнительное административное наказание.

В качестве дополнительных административных взысканий за совершение административного правонарушения применяется лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Предупреждение – самый простой способ воздействия при административном взыскании. Предупреждение — это очень эффективный способ уведомить человека о том, что был зафиксирован факт нарушения ПДД и обратить его внимание на то, чтобы это не повторялось. При этом наступают такие же правовые последствия, как и при других мерах административного воздействия при совершении правонарушений в сфере дорожного движения [6, С. 47].

Субъектом предупреждения в течение года является лицо, привлекаемое к ответственности. Это положение означает, что при повторном совершении правонарушения обстоятельством, отягчающим наказание, является размер наказания, его вид, а главное.

Предупреждение по содержанию является мерой морально-правового влияния. Если совершенное правонарушение незначительно, то можно получить только устный выговор, при этом устный выговор не влечет никаких последствий, он не считается наказанием, а является мерой морального влияния.

На сегодняшний день самой часто используемой мерой административного наказания служит административный штраф [5, С. 304]. Если обратиться к тексту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что все положения касательно дорожного движения содержат в санкциях данный вид административного наказания.

На наш взгляд, такая распространенность указанного вида наказания дает понять, что законодатель стремится к причинению имущественного вреда нарушителю, тем самым позволяя компенсировать вред, который причиняется государству в результате правонарушений в области дорожного движения [3, С. 85].

Прежде всего, отметим, что согласно КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения следует считать «принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей» (ч. 1 ст. 3.7). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — это административная мера наказания, целью которой является, в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, предупреждение совершения и наказание за совершенное преступление. Данная конфискация как вид административного наказания назначается только в судебном порядке.

Лишение специального права – это лишение физического лица ранее принадлежащего ему права управления транспортным средством. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ГИБДД МВД РФ).

Административный арест заключается в изоляции нарушителя от общества и устанавливается сроком до пятнадцати суток. Административный арест применяется для немедленного пресечения противоправного поведения на дороге и дополняет другие виды наказаний.

Административный арест назначается судьей, применяется только как основное наказание и исключительно суровым наказанием. Суровость наказания в значительной степени зависит от продолжительности административного ареста, являющегося основным наказанием, поэтому дополнительное применение других санкций вряд ли возможно [4, С. 26].

Обязательные работы назначаются судом на время от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения социально полезных работ в свободное от основной занятости время. В силу ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа. Обязательные работы являются отличным наказанием за совершенное правонарушение, которое подавляющему числу нормальных людей даст урок на долгое время.

Итак, подводя итоги по рассмотренному вопросу, отметим, что в настоящее время КоАП РФ предусматривает шесть видов административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения, самым распространенным видом является штраф, он относится к группе основных административных наказаний и применяется чаще других мер ответственности.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Безукладников В. В. Классификация административных наказаний / В. В. Безукладников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 168-172.
  3. Быков А. И. Административный штраф за правонарушения в области дорожного движения: тенденции и перспективы / А. И. Быков // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 5(42). – С. 85-88.
  4. Головко В. В. Назначение административного наказания за административные правонарушения в области дорожного движения в виде административного ареста: проблемы и перспективы / В. В. Головко, К. В. Маслов // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2018. – № 2(69). – С. 26-28.
  5. Дзиконская А. М. Административный штраф как один из видов наказания / А. М. Дзиконская // Молодой ученый. – 2022. – № 3(398). – С. 304-306.
  6. Майоров В. И. Общая характеристика мер административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения в Российской Федерации / В. И. Майоров, С. В. Полякова // Sciences of Europe. – 2016. – № 5-3(5). – С. 46-49.
  7. Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения / А. Э. Семёнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 694-697.