УДК 34

ПРАВОМЕРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

№40,

Юридические науки

Гужа Юлия Валентиновна


Ключевые слова: ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ГАРАНТИИ; КОМПЕНСАЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ; ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН; EXECUTIVE POWER; RESTRICTIONS OF RIGHTS; EXECUTIVE AUTHORITIES; GUARANTEES; COMPENSATION; ADMINISTRATIVE ASSISTANCE; RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS.


Аннотация: В работе анализируются основные характеристики правоограничений в сфере административной деятельности. Особое внимание обращается на правозащитную деятельность, которая должна учитываться органами исполнительной власти в целях защиты прав и свобод гражданина от необоснованного ограничения.

Вопросам ограничений прав граждан в различных отраслях юридической науки посвящены работы: С.С. Алексеева, С. Н. Братуся, Н.В. Витрука, Е.Е. Грецовой, И.Н. Ищука, Д.А. Керимова, А.Н. Кокотова, О.Э. Лейста, Д.А. Липинского, А.В. Малько, Т.В. Приходько, И.М. Приходько, С.В. Пчелинцева, А.А. Саурина, А.А. Троицкой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, И.Д. Ягофаровой и др.

В современных работах ученые рассматривают ограничения прав граждан органами исполнительной власти шире, нежели их предшественники. Сфера распространения ограничений не исчерпывается юрисдикционной сферой, а проникает и в иные сферы административной деятельности. В частности, ограничения прав рассматриваются в контексте реализации методов административного воздействия (П.И. Кононов, А.Ф. Ноздрачев, Д.В. Осинцев, А.А. Савостин, Н.В. Субанова, Ю.А. Тихомиров и др.). Вместе с тем, правоограничения органов исполнительной власти рассматриваются в значении инструмента поддержания правопорядка и общественной безопасности (О.И. Бекетов, К.С. Бельский, А.М. Воронов, А.В. Коркин, Н.В. Макарейко, И.В. Максимов, Б.В. Рушайло, Ю.П. Соловей, А.И. Стахов и др.).

Высокий уровень защиты прав человека и гражданина может быть обеспечен только при постоянном слаженном взаимодействии всех органов государственной власти, а также социальных институтов.

Деятельность государственных органов осуществляется исходя из установленного сегмента ответственности, где каждый орган обязан выполнять свои функции в строгом соответствии с назначением. Законодательной власти отводится созидательная роль в государственном механизме защиты прав граждан [3].

Исполнительную власть в России осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, полномочия которого определены в главе 3 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Правозащитная деятельность реализуется уполномоченными, компетентными субъектами, которые в рамках особого типа производства (правозащитного), применяя организационные и иные регулятивные правозащитные средства, обеспечивают юридически результативное воздействие [6].

Примечательно, что правозащитная деятельность — систематическая работа разнообразных элементов (субъектов) правозащитной системы в Российской Федерации. Основной ее целью является восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Доминирующим ориентиром этой системы должен быть положительный результат, выражающийся в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина [2].

Осуществление исключительно регламентированными средствами, типичными для определенных участников. Элементарный анализ нормативных правовых актов позволят выделить международный, федеральный, региональный (субъекты Российской Федерации) и муниципальный уровни правового обеспечения правозащитного механизма в России в целом.

Оценивая эффективность правозащитной функции федеральных органов исполнительной власти в настоящий период, стоит отметить, что законодательство в указанном контексте стройной системностью не отличается [4].

Право на административное обжалование и институт административного (внутриведомственного) обжалования, по общему правилу, закреплены в тех же законодательных актах, что и административные процедуры, и, по существу, являются разновидностью административных процедур. При этом право обжалования решений органов исполнительной власти также одно из процессуальных прав гражданина как стороны административной процедуры.

В случае выявления нарушений прав и законных интересов граждан органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать предписания, обязательные для исполнения подчиненными им органами государственной власти, а также находящимся в их ведении предприятиям, учреждениям, организациям, что обеспечивает достаточно высокую эффективность правозащитной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, использование данных методов правозащитной деятельности ограничено сферой исключительных полномочий субъектов Российской Федерации [2].

В результате законодательной деятельности создаются общие нормативные требования, которые должны создавать необходимые условия для обеспечения защиты прав граждан. В свою очередь деятельность органов судебной власти, в большей степени, осуществляется в целях восстановления прав по факту выявленного нарушения права. Деятельность органов исполнительной власти в сравнении с деятельностью других органов отличается своим перманентным характером, в равной степени связана с законодательной и судебной властью.

Выводы.
С учетом сказанного с позиции позитивного административно-правового воздействия под правомерными (неюрисдикционными) ограничениями прав граждан органами исполнительной власти следует понимать правовое средство динамического характера, включающее в себя компенсационный механизм, применяемое властной стороной по собственной инициативе на основе норм административного права, транслирующее государственную функцию применения методов административно-правового воздействия на права, свободы и законные интересы граждан и иных невластных субъектов в целях поддержания установленного порядка управления и обеспечения безопасности.


Список литературы

  1. Соболев О.В. Правомерные (неюрисдикционные) ограничения прав граждан, применяемые органами исполнительной власти /О.В.Соболев // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №6 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravomernye-neyurisdiktsionnye-ogranicheniya-prav-grazhdan-primenyaemye-organami-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 17.11.2022).
  2. Прокопович, Г. А. Правозащитная деятельность как относительно самостоятельная разновидность юридической деятельности / Г. А. Прокопович. – Текст: непосредственный // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 1(133). – С. 32
  3. Мельников В. А. Административно-правовое ограничение прав граждан и механизм его реализации органами внутренних дел /В.А.Мельников: дис. … д-ра юрид. наук. Краснодар, 2016. 484 с.
  4. Домченко А. С. Виды нормативных и иных неиндивидуализированных правовых актов публичного управления федерального уровня // Российское право /А.С.Домченко: образование, практика, наука. 2017. № 6. С. 52–59.
  5. Соболев О.В. Общая модель установления правомерных ограничений прав граждан /О.В.Соболев // Альманах молодого исследователя / под общ. ред. А.А. Сапожникова – Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2017. С. 171-175.
  6. Рябов, А. А. Роль органов исполнительной власти в сфере защиты прав и свобод граждан / А. А. Рябов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81807/ (дата обращения: 17.11.2022).