УДК 34

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА И СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№40,

Юридические науки

Леонова Карина Игоревна


Научный руководитель: Росенко М.И., д.п.н., доцент.


Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА; ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; КОДЕКС; FEDERAL LABOR INSPECTORATE; LABOR LEGISLATION; CODE.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению существующих трудностей и проблем охраны труда и соблюдения трудового законодательства в Российской Федерации, выявлены и отмечены причины проблемы, исследована нормативно-правовая база, устанавливающая обязательные условия и порядок проведения. В ходе данной деятельности изучается судебная практика и выявляются некоторые пробелы в законодательстве Российской Федерации и его тематиках.

Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

— работодателями, являющимися юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
— работодателями — физическими лицами, заключившими трудовые договоры с работниками.

Это значит, что компетенцией федеральной инспекции труда охватывается деятельность всех работодателей, заключивших трудовые договоры с работниками. Кроме того, к ней также относится деятельность тех работодателей, которые заключили гражданско-правовые договоры, предусматривающие использование личного труда физических лиц, являющихся исполнителями по указанным договорам (отношения, возникшие на основании данных договоров, могут быть признаны трудовыми отношениями в порядке, установленном ст. 19.1 ТК РФ).

Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор в соответствии с ТК РФ и Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875. Указанное Положение устанавливает основы реализации федеральной инспекцией труда своей компетенции, вбирающие в себя положения ТК РФ, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и других нормативных правовых актов.

Так, Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением выплаты заработной платы работнику.

Для снижения уровня правонарушений в сфере выплаты заработной платы и иных социальных выплат на государственном уровне предусмотрен и целенаправленно реализуется комплекс мер. При этом в целях оптимизации отдельных направлений в последнее время в законодательство внесены ряд существенных поправок и дополнений.

Во-первых, уточнены правила, касающиеся установления сроков выплаты заработной платы. Частью 6 ст. 136 ТК РФ установлено, что работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца. Конкретные даты и способ (наличными или переводом на карту) устанавливаются трудовым или коллективным договором либо локальным нормативным актом организации. При этом в локальном нормативном акте, трудовом договоре может быть зафиксировано положение о выплате заработной платы чаще чем два раза в месяц.

Во-вторых, изменениям подверглись нормы, касающиеся ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы. В соответствии со ст. 142 ТК РФ за нарушение оплаты труда работодатель и (или) уполномоченные им представители могут быть привлечены к материальной (ТК РФ), административной (КоАП РФ) и (или) уголовной (УК РФ) ответственности.

Каждая компания в своей повседневной деятельности сталкивается с инспекций труда, которая осуществляет контроль за работодателями в части соблюдения ими трудового законодательства.


Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4205.
  5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) // «Российская газета», N 39, 18.02.1992.
  6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (ред. от 30.04.2018) // «Собрание законодательства РФ», 10.09.2012, N 37, ст. 4995.
  7. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ред. от 17.06.2017) // «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3348.
  8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (ред. от 24.04.2018) // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004, N 28, ст. 2899.
  9. Письмо Минтруда России от 28 ноября 2016 г. N 14-1/В-1180 // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».