УДК 34

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№40,

Юридические науки

Леонова Карина Игоревна


Научный руководитель: Росенко М.И., д.п.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ; СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА; ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION; ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROCEDURES; ADMINISTRATIVE LAW SYSTEM; PUBLIC ADMINISTRATION; ADMINISTRATIVE LEGISLATION.


Аннотация: В данной статье осуществлен комплексный анализ процессов формирования и развития системы современного российского административного права. Современное российское административное право выступает в качестве системного социально-правового явления, которое является неотъемлемой частью государственной правовой системы. Системность административного права обусловлена тем, что для него присуще многообразие субъектов общественных отношений в сфере публичного управления, организационных связей между ними и объективно существующей потребностью в их правовом регулировании.

В настоящее время вопрос систематизации административного права и соответствующей отрасли законодательства является достаточно актуальным и вызывает повышенный интерес как в научной среде, так и на практике.

Административное право – это систематическое социально-правовое явление, базовая отрасль права и законодательства, а также неотъемлемая часть всей отечественной правовой системы. «Системность административного права проявляется в разнообразии субъектов общественных отношений в сфере государственного управления, организационных связях между ними и объективной необходимости в их правовом надзоре. В связи с существованием большого количества административно-правовых явлений в системе административного права необходимо выделить теоретический (доктринально-методологический), законодательный (нормативный) и правоприменительный (прикладной) уровни. Исходя из этого, необходимо различать систему административного права и систему отрасли административного права» [1, c. 192].

В своих трудах К.С. Бельский систему административного права рассматриваемая как «совокупность правовых норм, распределенных по группам – правовым институтам, связанным в подотрасли, которые образуют отрасль – целостное нормативное образование» [2, с. 116].

В свою очередь, Ю.А. Тихомиров отмечает, что «система административного права, будучи отражением науки административного права, идет как бы впереди и служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства» [3, с. 88].

В общем виде система административного права представляет собой совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Система административного права сложна и в то же время недостаточно развита, все это обусловливается многогранностью самого предмета данной отрасли права, так как деятельность органов публичной администрации осуществляется во всех сферах функционирования государства и общества.

Необходимо отметить, что «российское административное право, как и большинство других отраслей права (например, гражданское, уголовное), делят на общую и особенную части. В состав общей части принято включать нормы, регулирующие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В свою очередь, особенная часть объединяет нормы, регламентирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере» [4, c. 121].

Работы ученых современности содержат обоснованную критику системы административного права, основанной на управленческой концепции. В связи с этим, исследователей в последнее время особенно заинтересовала идея институционализации административного права, которая выражается в отказе от разделения административного права на общую и особенную части и систематизации его на основе более глубокого разграничения административно-правовых отношений и норм управления внутри ведомства, то есть создать систему административного права, представляющую совокупность взаимосвязанных подразделений и институтов административного права. Это знаменует собой начало разработки институциональной модели системы административного права.

Так, Ю.А. Тихомировым была высказана точка зрения о «возможности структурирования административного права на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях» [3, с. 89].

Институциональная система административного права представлена в наиболее полной форме в новейших учебниках административного права Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной, в которых нормы административного права сгруппированы в трех основных разделах: «институты административного права, организация государственного управления и административно-процессуальное право. Предложенная систематизация построена на основе вполне логичного сочетания основных разделов традиционного управленческого права и административно-процессуального права» [5, c. 10].

Следует констатировать, что «современное отечественное административное право нуждается в модернизации именно за счет увеличения в нем доли регулирования в области защиты прав и свобод человека и гражданина от административного произвола со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц, развития институтов судебного, квазисудебного и внесудебного контроля за деятельностью исполнительной власти. Общая и особенная части административного права должны подробно описывать теоретические основы и нормативно-правовые положения публичных правоотношений через призму строгого соблюдения основных прав человека и гражданских прав и свобод» [6, с. 44-45]. В то же время сохранение общей части является принципиально важным условием систематизации административного права, поскольку ее существование сформирует теоретическую основу административной конституционной теории, относящейся к условиям современной Российской Федерации, и определит основное направление развития административного права и теории административного законодательства на ближайшую перспективу.

Таким образом, система административного права – это его внутренняя структура, которая проявляется в единстве и непротиворечивости административных норм, но в то же время административное право разделено на отдельные правовые институты. Изученные нами нормы административного права защищены государством посредством административной ответственности. Этот факт обусловлен тем, что управленческая деятельность в основном выражает волю государства, поскольку в этих отношениях одна сторона всегда является субъектом административной власти.


Список литературы

  1. Игонина, А. О. Особенности системы административного права / А. О. Игонина // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: Материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с международным участием. В 3-х частях, Самара, 23 апреля 2021 года. Том Часть 1. – Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 192-194.
  2. Бельский, К.С. Пропедевтика административного права. Избранные произведения: в 2 т. / К.С. Бельский. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2020. – Т. 1. – 408 с.
  3. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров. – Москва: Издание М.Ю. Тихомирова, 2018. – 698 c.
  4. Коваленко, Э.В. Связь административного права с другими системами права / Э.В. Коваленко, Ю.С. Мандрыка // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 7 (170). – С. 120-121.
  5. Попов, Л.Л. Административно-процессуальное право, как самостоятельная отрасль российского права / Л.Л. Попов // Административное право и процесс. – 2019. – № 5. – С. 9-11.
  6. Нагорных, Р.В. Теоретические модели построения системы российского административного права / Р.В. Нагорных // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 38-48.