УДК 338.984
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
№40,
Экономические науки
Григорьева Марина Игоревна
Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ; СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ; АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН; ТИПЫ СТРАТЕГИЙ; INNOVATION STRATEGY; ENTERPRISE ENVIRONMENT; ANALYSIS OF STRENGTHS AND WEAKNESSES; FAROUT; TYPES OF STRATEGIES.
Инновационная стратегия предприятия формируется в соответствии с общеэкономическими целями, стратегией и задачами предприятия. Основой разработки инновационной стратегии является анализ и измерение уровня инноваций, создание научно-технического прогноза сторон инновационного развития.
Так, сам процесс формирования инновационной стратегии предприятия происходит в следующем порядке.
- Расчет всего периода создания инновационной стратегии – зависит от ряда условий: длительность периода, которая принята для разработки стратегии развития предприятия; предсказуемость развития как всей экономики территории, так и отдельного сегмента рынка предприятия; отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла.
- Изучение особенностей внешней среды – исследование экономико-правовой среды инновационной деятельности предприятия и условий возможного ее деформирования в планируемом периоде; анализ конъюнктуры рынка, определяющих факторов направления развития технологий и науки на рынке.
- Анализ слабых и сильных сторон предприятия, которые определяют специфику его инновационной деятельности. Для комплексного анализа в управленческое обследование включают следующие функциональные зоны: маркетинговые способности увеличения объемов и диверсификации инновационной деятельности; материальные возможности планирования инновационных ресурсов; инновационные разработки и способы их вывода на рынок; количество квалифицированного и профессионального персонала, обеспечивающего создание и внедрение инновационной стратегии; информационная база предприятия, гарантирующая готовность к альтернативным стратегическим инновациям; состояние структуры менеджмента и корпоративной культуры.
- Общий анализ инновационной стратегической позиции предприятия – формируется определенное представление о базовых характеристиках, которые описывают способности и лимиты положительного роста инновационной активности предприятия по следующим показателям: уровень стратегического развития персонала предприятия; уровень квалификации высшего менеджмента о текущем состоянии и грядущей динамике основных элементов внешней среды предприятия; уровень результативности систем инновационного и инвестиционного планирования, анализа и контроля; уровень соответствия данных систем к выполнению стратегических задач [2].
Отметим, что процесс создания инновационной стратегии предприятия предполагает разработку и анализ широкого круга информации как внешней, так и внутренней среды предприятия, что позволяет эффективно и комплексно подойти к проблеме разработки самой инновационной стратегии развития предприятия.
При этом, анализ научной литературы в рамках исследуемой тематики показывает, что мнение о процессе разработки и реализации инновационной стратегии предприятия достаточно неоднозначны и различные авторы предлагают разные подходы, таблица 1.
Таблица 1
Основные подходы к процессу формирования инновационной стратегии развития предприятия
Автор | Подход к процессу формирования стратегии |
Аисофф И. | — Внутренняя оценка предприятия;
— Оценка внешних возможностей; — Формулировка целей и выбор задач; — Решение о портфельной стратегии; — Конкурентная стратегия; — Создание альтернативных проектов, их отбор и реализация. |
Вутон С., Хорн Т. | — Стратегический анализ, состоящий из анализа внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;
— Выбор стратегического направления, в которое включено прогнозирование, определение миссии и целей, выявление стратегических расхождений между прогнозами и целями; — Реализация стратегии, которая предусматривает рассмотрение альтернативных вариантов развития событий; — Анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск; — Составление плана выполнения стратегии. |
Мескон М. | — Выработка миссии и целей предприятия;
— Оценка и анализ внешней среды; — Управленческое обследование сильных и слабых сторон; — Анализ и выбор стратегических альтернатив; — Реализация и оценка стратегии. |
Томпсон А.,
Стрикленд А. |
— Определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок;
— Постановка стратегических целей и задач; — Формирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности предприятия; — Реализация стратегического плана; — Оценка результатов деятельности и изменение плана и-или методов его исполнения. |
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. | — Определение целей;
— Анализ пробелов, включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; — Формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; — Реализация стратегии на основе составления планов и бюджета. |
Виханский О.С. | — Анализ среды;
— Определение миссии и целей; — Выбор и выполнение стратегии; — Оценка и контроль реализации. |
Источник: [3]
Таким образом, отметим, что, сопоставляя подходы различных авторов к определению процесса формирования инновационной стратегии, можно констатировать, тот факт, что в основном исследователи придерживаются принципов И. Ансоффа.
При выборе и разработке инновационной стратегии стратегический анализ играет одну из важнейших ролей, так как позволяет определяется с ресурсами предприятия, его возможностями развития в условиях внешней среды.
Так, наиболее эффективную схему проведения стратегического и конкурентного анализа предложили исследователи Фляйшнер К. и Бенсуссан Б. Авторы разработали систему FAROUT, которая основана на предпосылке того, что результаты анализа должны быть обоснованными и ценными для принимающих бизнес-решения, и обладать следующими характеристиками:
- Ориентирование на будущее (future orientation);
- Точность (accuracy);
- Ресурсная эффективность (resource efficiency);
- Объективность (objectivity);
- Полезность (usefulness);
- Своевременность (timeliness).
На основе представленных элементов системы авторы предложили схему оценки эффективности механизмов стратегического анализа в современных условиях, при этом, в систему была введена пятибалльная система оценки методов, где единица соответствует низкому результату, а пять – отличному [2].
Таким образом, данная система позволяет из множества методов анализа инновационных стратегий выбрать наиболее эффективную в зависимости от задаваемого критерия. Или подобрать наиболее оптимальный метод, так как на практике не существует абсолютно эффективных механизмов анализа, позволяющих сделать однозначные выводы, что предполагает комбинированное использование различных методов и моделей анализа формирования инновационной стратегии.
Для выбора наиболее оптимальной инновационной стратегии развития предприятия исследователи выделяют следующие их виды, таблица 2.
Таблица 2
Типы формирования инновационных стратегий
Вид | Классификация/Характеристика |
Активные | — Стратегия лидерства;
— Стратегии имитации: стратегии следования за лидеров, стратегия кооперирования, стратегия зависимости т усовершенствования |
Пассивные | — Стратегия модифицированного товара;
— Маркетинговые инновационные стратегии: стратегия нового дифференцированного продукта, стратегия выхода на новые целевые рынки, стратегии инновации в области сбыта, цен и коммуникационной политик. |
Стратегии технологического лидерства | — Предлагают высокотехничную продукцию с длительным периодом выхода на рынок. Разработанные технологии начинают применять в серийном производстве с учетом доработок, что и предопределяет длительный срок окупаемости |
Стратегия инновационного спринтера | — Определяется коротким периодом выхода на рынок, когда новые технологии интегрируются в продукцию, которая не всегда соответствует запросам клиентов |
Стратегия рыночного лидерства | — Предполагает достижение следующих показателей: снижение затрат на разработку, рост производительности, повышение качества продукции. Стратегия ориентирована на выпуск новой продукции с коротким циклом разработки и концентрацией на новых потребностях потребителей |
Стратегии медленного подражания | — Подобны имитационным стратегиям, характеризуются длительным циклом разработки, что приводит к технологическому отставанию предприятия |
Источник: [1]
Таким образом, существует большое количество вариантов формирования инновационной стратегии развития предприятия, и выбор стратегии должен осуществляется с учетом позиции предприятия на рынке.
Таким образом, отметим, что несмотря на существование большого количества видов разнообразных форм инновационных стратегий и методов их формирования, они не всегда могут быть реально использованы в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основными причинами этого являются нехватка собственных и оборотных средств предприятия, отсутствие идей, низкая квалификация высшего менеджмента предприятия. В то же время успешная реализация инновационной стратегии позволяет предприятию усилить свою конкурентоспособность на рынке за счет успешного использования новых технологий и продуктов, которые применяются в производственном процессе предприятия.
Список литературы
- Гончаренко Л.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.
- Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 380 с.
- Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
- Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 168 с.
- Джуха, В. М. Инновационный менеджмент. Курс в схемах и таблицах: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Электронный ресурс) / В. М. Джуха, Т. А. Салтанова. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. – 68 с.