УДК 338.984

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

№40,

Экономические науки

Григорьева Марина Игоревна


Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ; СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ; АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН; ТИПЫ СТРАТЕГИЙ; INNOVATION STRATEGY; ENTERPRISE ENVIRONMENT; ANALYSIS OF STRENGTHS AND WEAKNESSES; FAROUT; TYPES OF STRATEGIES.


Аннотация: Инновационная стратегия является одним из основных инструментов достижения целей предприятия, отличающейся от иных инструментов своей принципиальной новизной, прежде всего для самого предприятия, а также для рынка в целом. Формирование инновационной стратегии является основой дальнейшего ее успешного функционирования на предприятии.

Инновационная стратегия предприятия формируется в соответствии с общеэкономическими целями, стратегией и задачами предприятия. Основой разработки инновационной стратегии является анализ и измерение уровня инноваций, создание научно-технического прогноза сторон инновационного развития.

Так, сам процесс формирования инновационной стратегии предприятия происходит в следующем порядке.

  1. Расчет всего периода создания инновационной стратегии – зависит от ряда условий: длительность периода, которая принята для разработки стратегии развития предприятия; предсказуемость развития как всей экономики территории, так и отдельного сегмента рынка предприятия; отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла.
  2. Изучение особенностей внешней среды – исследование экономико-правовой среды инновационной деятельности предприятия и условий возможного ее деформирования в планируемом периоде; анализ конъюнктуры рынка, определяющих факторов направления развития технологий и науки на рынке.
  3. Анализ слабых и сильных сторон предприятия, которые определяют специфику его инновационной деятельности. Для комплексного анализа в управленческое обследование включают следующие функциональные зоны: маркетинговые способности увеличения объемов и диверсификации инновационной деятельности; материальные возможности планирования инновационных ресурсов; инновационные разработки и способы их вывода на рынок; количество квалифицированного и профессионального персонала, обеспечивающего создание и внедрение инновационной стратегии; информационная база предприятия, гарантирующая готовность к альтернативным стратегическим инновациям; состояние структуры менеджмента и корпоративной культуры.
  4. Общий анализ инновационной стратегической позиции предприятия – формируется определенное представление о базовых характеристиках, которые описывают способности и лимиты положительного роста инновационной активности предприятия по следующим показателям: уровень стратегического развития персонала предприятия; уровень квалификации высшего менеджмента о текущем состоянии и грядущей динамике основных элементов внешней среды предприятия; уровень результативности систем инновационного и инвестиционного планирования, анализа и контроля; уровень соответствия данных систем к выполнению стратегических задач [2].

Отметим, что процесс создания инновационной стратегии предприятия предполагает разработку и анализ широкого круга информации как внешней, так и внутренней среды предприятия, что позволяет эффективно и комплексно подойти к проблеме разработки самой инновационной стратегии развития предприятия.

При этом, анализ научной литературы в рамках исследуемой тематики показывает, что мнение о процессе разработки и реализации инновационной стратегии предприятия достаточно неоднозначны и различные авторы предлагают разные подходы, таблица 1.

 

 

Таблица 1

Основные подходы к процессу формирования инновационной стратегии развития предприятия

Автор Подход к процессу формирования стратегии
Аисофф И. —                   Внутренняя оценка предприятия;

—                   Оценка внешних возможностей;

—                   Формулировка целей и выбор задач;

—                   Решение о портфельной стратегии;

—                   Конкурентная стратегия;

—                   Создание альтернативных проектов, их отбор и реализация.

Вутон С., Хорн Т. —                   Стратегический анализ, состоящий из анализа внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;

—                   Выбор стратегического направления, в которое включено прогнозирование, определение миссии и целей, выявление стратегических расхождений между прогнозами и целями;

—                   Реализация стратегии, которая предусматривает рассмотрение альтернативных вариантов развития событий;

—                   Анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск;

—                   Составление плана выполнения стратегии.

Мескон М. —                   Выработка миссии и целей предприятия;

—                   Оценка и анализ внешней среды;

—                   Управленческое обследование сильных и слабых сторон;

—                   Анализ и выбор стратегических альтернатив;

—                   Реализация и оценка стратегии.

Томпсон А.,

Стрикленд А.

—                   Определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок;

—                   Постановка стратегических целей и задач;

—                   Формирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности предприятия;

—                   Реализация стратегического плана;

—                   Оценка результатов деятельности и изменение плана и-или методов  его исполнения.

Маркова В.Д., Кузнецова С.А. —                   Определение целей;

—                   Анализ пробелов, включающий оценку внешнего и внутреннего окружения;

—                   Формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов;

—                   Реализация стратегии на основе составления планов и бюджета.

Виханский О.С. —                   Анализ среды;

—                   Определение миссии и целей;

—                   Выбор и выполнение стратегии;

—                   Оценка и контроль реализации.

Источник: [3]

 

Таким образом, отметим, что, сопоставляя подходы различных авторов к определению процесса формирования инновационной стратегии, можно констатировать, тот факт, что в основном исследователи придерживаются принципов И. Ансоффа.

При выборе и разработке инновационной стратегии стратегический анализ играет одну из важнейших ролей, так как позволяет определяется с ресурсами предприятия, его возможностями развития в условиях внешней среды.

Так, наиболее эффективную схему проведения стратегического и конкурентного анализа предложили исследователи Фляйшнер К. и Бенсуссан Б. Авторы разработали систему FAROUT, которая основана на предпосылке того, что результаты анализа должны быть обоснованными и ценными для принимающих бизнес-решения, и обладать следующими характеристиками:

  • Ориентирование на будущее (future orientation);
  • Точность (accuracy);
  • Ресурсная эффективность (resource efficiency);
  • Объективность (objectivity);
  • Полезность (usefulness);
  • Своевременность (timeliness).

На основе представленных элементов системы авторы предложили схему оценки эффективности механизмов стратегического анализа в современных условиях, при этом, в систему была введена пятибалльная система оценки методов, где единица соответствует низкому результату, а пять – отличному [2].

Таким образом, данная система позволяет из множества методов анализа инновационных стратегий выбрать наиболее эффективную в зависимости от задаваемого критерия. Или подобрать наиболее оптимальный метод, так как на практике не существует абсолютно эффективных механизмов анализа, позволяющих сделать однозначные выводы, что предполагает комбинированное использование различных методов и моделей анализа формирования инновационной стратегии.

Для выбора наиболее оптимальной инновационной стратегии развития предприятия исследователи выделяют следующие их виды, таблица 2.

Таблица 2

Типы формирования инновационных стратегий

Вид Классификация/Характеристика
Активные —                   Стратегия лидерства;

—                   Стратегии имитации: стратегии следования за лидеров, стратегия кооперирования, стратегия зависимости т усовершенствования

Пассивные —                   Стратегия модифицированного товара;

—                   Маркетинговые инновационные стратегии: стратегия нового дифференцированного продукта, стратегия выхода на новые целевые рынки, стратегии инновации в области сбыта, цен и коммуникационной политик.

Стратегии технологического лидерства —                   Предлагают высокотехничную продукцию с длительным периодом выхода на рынок. Разработанные технологии начинают применять в серийном производстве с учетом доработок, что и предопределяет длительный срок окупаемости
Стратегия инновационного спринтера —                   Определяется коротким периодом выхода на рынок, когда новые технологии интегрируются в продукцию, которая не всегда соответствует запросам клиентов
Стратегия рыночного лидерства —                   Предполагает достижение следующих показателей: снижение затрат на разработку, рост производительности, повышение качества продукции. Стратегия ориентирована на выпуск новой продукции с коротким циклом разработки и концентрацией на новых потребностях потребителей
Стратегии медленного подражания —                   Подобны имитационным стратегиям, характеризуются длительным циклом разработки, что приводит к технологическому отставанию предприятия

Источник: [1]

Таким образом, существует большое количество вариантов формирования инновационной стратегии развития предприятия, и выбор стратегии должен осуществляется с учетом позиции предприятия на рынке.

Таким образом, отметим, что несмотря на существование большого количества видов разнообразных форм инновационных стратегий и методов их формирования, они не всегда могут быть реально использованы в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основными причинами этого являются нехватка собственных и оборотных средств предприятия, отсутствие идей, низкая квалификация высшего менеджмента предприятия. В то же время успешная реализация инновационной стратегии позволяет предприятию усилить свою конкурентоспособность на рынке за счет успешного использования новых технологий и продуктов, которые применяются в производственном процессе предприятия.


Список литературы

  1. Гончаренко Л.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.
  2. Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 380 с.
  3. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
  4. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 168 с.
  5. Джуха, В. М. Инновационный менеджмент. Курс в схемах и таблицах: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Электронный ресурс) / В. М. Джуха, Т. А. Салтанова. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. – 68 с.