УДК 338.984

СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

№40,

Экономические науки

Григорьева Марина Игоревна


Ключевые слова: ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; СТРАТЕГИЯ; ТИПЫ СТРАТЕГИЙ; ПРЕДПРИЯТИЕ; INNOVATION MANAGEMENT; STRATEGY; TYPES OF STRATEGIES; COMPANY.


Аннотация: Глобализация бизнеса, быстрые изменения потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров вынуждают предприятия не только проводить анализ и оценку внешней среды и прогнозировать ее изменение в будущем, но и создавать такую систему стратегического управления, которая бы создала и поддерживала равновесие между средой и результатами деятельности предприятия. В этой связи задача эффективного руководства предприятия решается по-разному, но в основе этого процесса лежат действия управленцев по созданию и реализации конкурентного преимущества путем выбора эффективных стратегий развития. Таким образом, в условиях усложнения внешней среды менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ее изменениям, приобретая все новые и трансформируя имеющиеся качества, одним из которых и являются методы инновационного менеджмента.

Стратегия инновационного развития понимается как результат объединения теоретических наработок в сфере инновационного и стратегического менеджмента, по мнению авторов Трифилова А.А., Гольдштейн Г.Я.

По мнению авторов Лапина Н.И, Медведева Л.Ф., стратегия инновационного развития интерпретируется как средство минимизации инновационных рисков.

Стратегия инновационного развития репрезентируется как форма комплексного долгосрочного планирования инновационной деятельности.

Стратегия инновационного развития, по мнению автора Попова С.А., определяется как элемент инновационной деятельности атрибут ее результативности и эффективности.

При этом, общим знаменателем, объединяющим большинство подходов к исследованию сущности инновационной стратегии, является придание стратегии инновационной деятельности важной функциональной роли в процессе оптимизации деятельности организации для обеспечения динамичного развития и достижения высоких показателей эффективности.

Анализ основных подходов к классификации стратегий инновационного развития позволяет дифференцировать их на три основные группы: внешние, внутренние, целевые стратегии, рисунок 1.


Рисунок 1- Классификация основных стратегий инновационного развития

Так, каждая из представленных групп стратегий инновационного развития может рассматриваться как отдельная и самостоятельная, однако, указанные типы представляют собой элементы общей инновационной стратегии.

Одними из наиболее распространенных типов стратегий инновационного развития являются наступательная, оборонительная и имитационная стратегии инновационного развития.

Так, наступательные стратегии обеспечивают реализацию общей направленности развития предприятия на интенсивный рост и нацелена на увеличение присутствия предприятия в наиболее перспективных секторах рынка за счет вытеснения их этих секторов существующих конкурентов. В целом, наступательная стратегия ориентирована на разработку и освоение собственных нововведений, поиск уникальных источников формирования конкурентных преимуществ.

Защитные стратегии ориентированы на поддержание уже достигнутых позиций предприятия за счет упреждения действий конкурентов по расширению их рыночных долей. Основой такой стратегии является периодический осуществляемые средне – и краткосрочные инновационные разработки, которые обеспечивают сокращение расходов и добавляют новые, потребительски значимые свойства товарам и услугам. Кроме этого, защитные стратегии инновационного развития осуществляются на основе вторичного использования существующих передовых отраслевых разработок за счет приобретения лицензий. Ориентация на защитные инновационные стратегии имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относят: широкий выбор вариантов и альтернатив внедрения контринноваций; гибкость и адаптивность; возможность применения как крупным, так и средним масштабам предприятий; относительно низкая степень инновационного риска. Основными недостатками являются: невозможность занятия более высоких позиций на рынке; отсутствие права «первого хода»; догоняющий характер развития.

Имитационная стратегия характеризуется полным отсутствием выбора путей реализации собственной инновационной деятельности. Целесообразность использования имитационной стратегии определяется низким инновационным потенциалом предприятия, не имеющего возможности развертывания собственных мер по инновационному развитию, не имеющего альтернатив в выборе средств противодействия более крупным конкурентам. Основной задачей данной стратегии является отслеживание применяемых конкурентами нововведений и их полная или частичная адаптация к собственной деятельности. Имитационная стратегия инновационного развития направлена на максимальное сокращение расходов по инновационной деятельности для оптимизации эффективности деятельности в целом.

Таким образом, наиболее распространенными стратегиями инновационного развития являются наступательная, оборонительная и имитационная стратегии.

Одним из показателей качества инновационного процесса является показатель степени инновационности, который включает в себя комбинацию нескольких факторов:

— уровень инновационной автономности предприятия;
— направленность инновационного процесса;
— степень уникальности используемых инноваций;
— степень выраженности инновационной ориентации управления.

Так степень инновационности предприятия, которая определяется потенциалом инновационной стратегии, и рассматривается как степень внутренней и внешней устойчивости предприятия, ее функционального потенциала и адаптивной способности.

Таким образом, инновационные стратегии занимают ключевое место в структуре предприятия, в связи со своей нацеленностью на изменения в различных сферах деятельности предприятий. Инновационная стратегия важна для предприятий, желающих получить конкурентные преимущества на рынке. В целом, инновационная стратегия предприятия – это решения долгосрочного характера, направленное на осуществление стратегических, технологических и нетехнологических нововведений, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения преимуществ первого хода, которые при правильном использовании могут привести предприятие к лидерству на рынке и высоким доходам. Одними из наиболее распространенных видов стратегий инновационного развития являются — наступательная, оборонительная и имитационная стратегии.


Список литературы

  1. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 218 с.
  2. Борщева А.В. Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 198 с.
  3. Брусакова И.А. Теоретическая инноватика: учебник и практикум для вузов / И. А. Брусакова [и др.]; под редакцией И. А. Брусаковой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 333 с.
  4. Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. — Москва: РИОР, 2019. — 129 с.
  5. Гончаренко Л.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.