УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№40,

Юридические науки

Козлов Вадим Сергеевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENSES; TRAFFIC MANAGEMENT; ROAD SAFETY; TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES; PREVENTION.


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с теоретическими взглядами на институт административной ответственности за правонарушения в сфере организации дорожного движения, а также исследуются особенности применения административной ответственности за правонарушения в сфере организации дорожного движения. Кроме того, рассмотрены виды административных взысканий, среди которых наиболее проблемным административным взысканием является предупреждение, поэтому автором предложены актуальные изменения норм действующего административного законодательства.

Укрепление дисциплины участников дорожного движения является одним из приоритетных направлений. Проведение профилактической деятельности включает как установление ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, так и реализацию принципа неотвратимости наказания за административное правонарушение.

Сегодня административная ответственность является одним из наиболее распространенных и популярных видов юридической ответственности. Установление и регламентация административной ответственности законодательством, совершение административного правонарушения конкретным субъектом является необходимым и достаточным основанием административной ответственности.

Четкого понятия «административной ответственности» в нормативно-правовых актах не указано. Его можно вывести самому, исходя из практики, собственного мнения и определения «административного правонарушения», данного в статье 2.1 КоАП РФ [1].

В юридической литературе к проблеме понимания административной ответственности существуют различные подходы. Л. Л. Поповым под административной ответственностью понимается «…реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение» [3, С. 335].

Аналогичное определение административной ответственности дают и другие авторы. Так, например, Е.В. Додин подчеркивает, что «…административная ответственность состоит в применении к правонарушителю административно-правовой санкции» [4, С. 175].

Таким образом, административная ответственность – это вид юридической ответственности, наступление которой связано с совершением правонарушителем противоправных действий (бездействия), относящихся к сфере регулирования административного права, за которые привлекается лицо и (или) лица к мерам административного принуждения.

Применение административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения является одним из способов обеспечения безопасности дорожного движения, а реализация на практике этого вида ответственности имеет ряд своих особенностей и отличительных черт, которые в свою очередь приводят к формированию проблем применения административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения.

Правонарушения в сфере организации дорожного движения влекут за собой повышенную общественную опасность, однако правонарушения в сфере дорожного движения вообще являются одним из наиболее распространенных видов административных правонарушений. [7, С. 163]. Профессор Б.В. Россинский отмечал следующее: «Постоянно растет доля наказаний водителей транспортных средств в числе всех административных наказаний в этой сфере, приближаясь к 100%» [6, С. 179]. В определенной степени к этому приводят технические средства, которые в автоматическом режиме фиксируют нарушение ПДД.

Субъектами ответственности за правонарушения в данной сфере являются участники дорожного движения. В соответствии с пунктом 1.2 ПДД к участникам дорожного движения относятся водители, пешеходы и пассажиры транспортных средств. В отдельных правонарушениях предусмотрен специальный субъект.

Следует отметить, что законодатель провел большую работу по усовершенствованию административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения, например, увеличено количество видов административных правонарушений в сфере дорожного движения, увеличены отдельные санкции статей главы 12 КоАП РФ, но в то же время внесение изменений в содержание действующих нормативных актов не привело к снижению аварийности и смертности на дорогах как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

Особое внимание законодатель уделил обязанностям водителей транспортных средств, классифицируемых в зависимости от категории транспортного средства.

Так, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] введена в новой редакции ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой впервые в России предусматриваются не только новые категории, но и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право.

Ответственность за деяния в области безопасности дорожного движения устанавливается только федеральным законом. За совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмет административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и обязательные работы. Их применение также регулируется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Каждый из этих видов наказания нашел свое закрепление в санкциях статей главы 12 КоАП РФ, при этом наиболее распространённым видом наказания является административный штраф. Особенностью этого вида наказания является новация, введенная в 2016 году, позволяющая нарушителю в сфере дорожного движения уплатить половину суммы наложенного на него штрафа, но при одном условии он должен быть исполнен не позднее двадцати дней со дня принятия решения о его наложении [5, С. 9].

Также законодателем предусмотрена возможность замены одного наказания другим, а также возможность освобождения от наказания, по четырем основаниям, прямо предусмотренных в КоАП РФ.

Законодатель ужесточает ответственность, если виновный ранее уже совершал административные правонарушения в сфере дорожного движения. Повторность является квалифицирующим признаком, например, статьях 12.15, 12.16 КоАП РФ. В остальных случаях это обстоятельство учитывается при назначении наказания, как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Итак, за совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения может быть назначено шесть из десяти существующих видов административных взысканий. В то же время следует отметить, что за совершение административных правонарушений в этой сфере практически не применим такой вид административного взыскания, как «предупреждение».

Такой вывод можно обосновать положениями ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, содержащей условия для наложения административного взыскания посредством предупреждения: одна из них — отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектов.

Подводя итоги, отметим, что на сегодняшний день, несмотря на проведенную законодателем работу в области административной ответственности, предусмотренной за нарушение ПДД, действующие нормы КоАП РФ еще нуждаются в доработке и изменениях. Целесообразно, по нашему мнению, исключить из главы 12 КоАП РФ вид наказания, предусмотренный частью четвертой статьи 3 КоАП РФ, – предупреждение, в связи с тем, что данный вид наказания не оказывает должного влияния на нарушителей правил дорожного движения и не несет в себе соразмерности и определение степени тяжести совершённого административного правонарушения в сфере дорожного движения.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2319.
  3. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
  4. Доказательства в административном процессе / Додин Е.В. — М.: Юрид. лит., 1973. — 192 c.
  5. Ильина А. Н. Особенности классификации административных правонарушений в области дорожного движения / А. Н. Ильина, И. С. Лаврентьева // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.19(30). – С. 8-10.
  6. Россинский Б. В. Влияние административных наказаний в сфере дорожного движения на аварийность на автомобильном транспорте // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 178-184.
  7. Семисчастнов Е. А. К вопросу о совершенствовании применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / Е. А. Семисчастнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 163-165.