УДК 34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

№40,

Юридические науки

Брылёва Виктория Андреевна


Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; БЕЗОПАСНОСТЬ; НАВЫКИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ; PROFESSIONAL DEVELOPMENT; CIVIL SERVANT; EFFICIENCY; IMPROVEMENT; EFFICIENCY; DEVELOPMENT; SAFETY; SKILLS; COMPETENCIES; DIGITAL INFORMATION.


Аннотация: В статье раскрываются вопросы совершенствования профессионального развития государственных гражданских служащих, раскрывается рекомендуемый перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих.

Актуальность темы исследования заключается в том, что рассмотрение статуса государственных служащих в нашей стране обусловлено широким спектром проблем, возникающих на современном этапе развития системы государственной службы.

В настоящее время в России речь идет о государственной службе как о качественно новом общественном явлении. Необходимо обеспечить функционирование государственной службы, соответствующей, с одной стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой — условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.

Государственная служба как вид деятельности характеризуется тем что закон устанавливает, государственную службу как вид деятельности, а именно это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению обороноспособности, безопасности государства, защите прав человека, борьбе с преступностью и обеспечению деятельности органов государственной власти [6].

Теоретическая основа исследования: труды таких известных авторов Хашиева М.С., Аушева З.Г., Знаменский, Д. Ю, Старилов, Ю.Н.  и другие.

Важными направлениями профессионального развития государственных гражданских служащих законодатель определяет наличие определенной непрерывной системы, внедрение новых форм и методов

Помимо комплекса компетенций, необходимых для успешного и продуктивного исполнения профессиональной деятельности в условиях шестого технологического уклада, важным аспектом выступает наличие целевых установок, учитывающих ценностные ориентиры госслужащего.

Ценности в совокупности с полученными компетенциями окажут влияние на формирование оптимальной модели будущего государственного управленца.

Таблица 1.

 Рекомендуемый перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих

Компетенция Описание компетенции в терминах «знания и навыки»
Управление цифровой информацией Знания информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обра­ботку, анализ и хранение данных
Навыки владения основными методами, способами, средствами и системами сбора, обработки, анализа и хранения данных
Оказание цифровых государственных услуг Знания цифровых технологий оказания государственных и муниципальных услуг
Навыки работы с системами инфраструктуры электронного правительства, в том числе с системами электронного документооборота и межведомственно­го взаимодействия, цифровых платформ; взаимодействия посредством цифро­вых сервисов (социальных сетей, мессенджеров, информационных порталов); анализа полученной информации
Развертывание цифровых решений Знания основ информатики и тенденций современных сквозных цифровых тех­нологий
Навыки определения и оценки потребностей в применении сквозных техноло­гий в государственном управлении, внедрения технологических и продукто­вых инноваций
Цифровое проектное управление Знания основ проектного управления (методов и инструментов) с использова­нием цифровых технологий
Навыки определения потребностей и отбора необходимых цифровых инстру­ментов для решения профессиональных задач
Цифровая безопасность Знания общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности, систем информационной безопасности, источников угроз, средств и методов за­щиты информации, мер противодействия внешним воздействиям
Навыки работы с системами, обеспечивающими безопасность данных, и обе­спечения соответствия основным нормативным требованиям информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
Цифровая этика Знания правил и норм поведения, рисков и угроз в процессе использования цифровых технологий
Навыки применения правил и норм поведения, использования инструментов и мер предосторожности, необходимых для безопасной работы в цифровой среде

 

Проведенный анализ табл. 1. позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых норм и общего подхода к полноте раскрытия компетенций государственных служащих

Существующие модели компетенций хоть и содержат схожие элементы, но характеризуются структурной и содержательной дифференциацией. Обобщая выводы, можно прийти к заключению о необходимости пересмотра перечня компетенций, основываясь на том, что государственный управленец будущего — это высококвалифицированный специалист, владеющий расширенными цифровыми компетенциями, а также развитыми творческими и нравственными качествами.

Опыт реализации концептуальных подходов профессионального развития государственных гражданских служащих в Республике Крым  свидетельствует об активно начатой трансформации от традиционных форм дополнительного профессионального образования к новым организационным формам профессионального развития и дистанционному обучению.

На данном переходном этапе нужна оперативная работа по внесению изменений в тематическое содержание дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих в Республике Крым, разработка соответствующих рекомендаций, в том числе по внедрению цифровых компетенций  служащих [7].

Изменения должны быть, прежде всего, направлены на обеспечение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих Республики Крым, которая позволит создать условия для получения необходимых им знаний и умений, при использовании разнообразных форм, методов, технологий обучения и обмена актуальной информацией.

Основным вопросом внедрения современных форм обучения государственных гражданских служащих остается обеспечение качественного электронного контента [9].

Нужно чтобы, электронные платформы были действительно высокого уровня: к разработке курсов должны привлекаться не только ученые-эксперты в области государственного управления, но и программисты-разработчики, графические дизайнеры, копирайтеры. Компетентным органам необходимо формировать программу профессионального развития, разрабатывать индивидуальные планы, персонифицированные для каждого государственного гражданского служащего.

Учебные материалы должны быть наглядные и лаконичные, структурно построены, обучающиеся обеспечены кураторством со стороны наставника, а также постоянным мониторингом обратной связи. Также в практике шире должно использоваться взаимодействие с профессиональными сообществами, экспертное, консультативное сопровождение, межведомственное сотрудничество, необходимы регулярные стажировки по обмену опытом в других регионах.

В совершенствовании механизма обеспечения социально- экономических прав государственных служащих, в целом, необходима постоянная системная работа по устранению недостатков нормативно­правового регулирования, которые при стечении определенных обстоятельств, создают угрозу нарушения основных прав и свобод, принадлежащих государственным служащим в силу конституционно­правовых предписаний. Указанная деятельность, имеющая целью повысить престиж службы, вывести государственных служащих на качественно новый уровень материальной обеспеченности, соответствующий возлагаемым на них обязанностям, может и должна рассматриваться как инструмент противодействия коррупции [8].

Для эффективной организации функционирования государственной гражданской службы необходим комплекс мер, направленных на установление социально-правового статуса государственных гражданских служащих, увеличение их материального вознаграждения, получение профессионального образования; четкую дифференциацию между политическими руководителями, замещающими государственные должности, и административными должностями гражданской службы; создание центрального государственного органа по управлению государственной гражданской службой с целью координации федеральной и региональной ветвей.

Подводя итоги обобщения опыта внедре­ния и реализации современных форм обучения и развития государственных гражданских слу­жащих в Воронежской области, можно конста­тировать, что эта система находится в стадии становления, обстоятельство касается и электронного формата [9].

Одним из самых важных моментов можно считать, что государственный гражданский служащий должен постоянно учитывать в своей работе интересы граждан, проявлять готовность к неформальному диалогу с обществом, гражданами, так как защита прав граждан является сущностью деятельности государственных служащих.

Поэтому, самым главным «профессиональным» качеством государственного гражданского служащего должно стать стремление принести пользу своей стране, своему народу.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.10.2022 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  4. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021 N 152-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, № 10, ст. 1152
  5. Борщевский, Г. А.Государственная служба : учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019 – 303 с.
  6. Ширяева А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.11.2022).
  7. Матвеенков И.В. Соотношение правового статуса государственного гражданского и муниципального служащего в Российской Федерации /И.В. Матвеенков // ceteris paribus. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-pravovogo-statusa-gosudarstvennogo-grazhdanskogo-i-munitsipalnogo-sluzhaschego-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.11.2022).
  8. Лещенко Е. М. Совершенствование управления профессиональным развитием государственных гражданских слущащих на основе цифровых компетенций (на примере воронежской области) /Е.М.Лещенко // РСЭУ. 2022. №1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-professionalnym-razvitiem-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluschaschih-na-osnove-tsifrovyh-kompetentsiy (дата обращения: 06.11.2022).
  9. Мамонов Ю.М. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Символ науки. 2020. №12-2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-administrativno-pravovogo-statusa-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-1(дата обращения: 07.11.2022).
  10. Хорошкевич Н. Г. Государственные гражданские и муниципальные служащие: понятийный аппарат исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-grazhdanskie-i-munitsipalnye-sluzhaschie-ponyatiynyy-apparat-issledovaniya (дата обращения: 07.11.2022).