УДК 34
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
№40,
Юридические науки
Брылёва Виктория Андреевна
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; БЕЗОПАСНОСТЬ; НАВЫКИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ; PROFESSIONAL DEVELOPMENT; CIVIL SERVANT; EFFICIENCY; IMPROVEMENT; EFFICIENCY; DEVELOPMENT; SAFETY; SKILLS; COMPETENCIES; DIGITAL INFORMATION.
Актуальность темы исследования заключается в том, что рассмотрение статуса государственных служащих в нашей стране обусловлено широким спектром проблем, возникающих на современном этапе развития системы государственной службы.
В настоящее время в России речь идет о государственной службе как о качественно новом общественном явлении. Необходимо обеспечить функционирование государственной службы, соответствующей, с одной стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой — условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.
Государственная служба как вид деятельности характеризуется тем что закон устанавливает, государственную службу как вид деятельности, а именно это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению обороноспособности, безопасности государства, защите прав человека, борьбе с преступностью и обеспечению деятельности органов государственной власти [6].
Теоретическая основа исследования: труды таких известных авторов Хашиева М.С., Аушева З.Г., Знаменский, Д. Ю, Старилов, Ю.Н. и другие.
Важными направлениями профессионального развития государственных гражданских служащих законодатель определяет наличие определенной непрерывной системы, внедрение новых форм и методов
Помимо комплекса компетенций, необходимых для успешного и продуктивного исполнения профессиональной деятельности в условиях шестого технологического уклада, важным аспектом выступает наличие целевых установок, учитывающих ценностные ориентиры госслужащего.
Ценности в совокупности с полученными компетенциями окажут влияние на формирование оптимальной модели будущего государственного управленца.
Таблица 1.
Рекомендуемый перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих
Компетенция | Описание компетенции в терминах «знания и навыки» |
Управление цифровой информацией | Знания информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обработку, анализ и хранение данных |
Навыки владения основными методами, способами, средствами и системами сбора, обработки, анализа и хранения данных | |
Оказание цифровых государственных услуг | Знания цифровых технологий оказания государственных и муниципальных услуг |
Навыки работы с системами инфраструктуры электронного правительства, в том числе с системами электронного документооборота и межведомственного взаимодействия, цифровых платформ; взаимодействия посредством цифровых сервисов (социальных сетей, мессенджеров, информационных порталов); анализа полученной информации | |
Развертывание цифровых решений | Знания основ информатики и тенденций современных сквозных цифровых технологий |
Навыки определения и оценки потребностей в применении сквозных технологий в государственном управлении, внедрения технологических и продуктовых инноваций | |
Цифровое проектное управление | Знания основ проектного управления (методов и инструментов) с использованием цифровых технологий |
Навыки определения потребностей и отбора необходимых цифровых инструментов для решения профессиональных задач | |
Цифровая безопасность | Знания общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности, систем информационной безопасности, источников угроз, средств и методов защиты информации, мер противодействия внешним воздействиям |
Навыки работы с системами, обеспечивающими безопасность данных, и обеспечения соответствия основным нормативным требованиям информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | |
Цифровая этика | Знания правил и норм поведения, рисков и угроз в процессе использования цифровых технологий |
Навыки применения правил и норм поведения, использования инструментов и мер предосторожности, необходимых для безопасной работы в цифровой среде |
Проведенный анализ табл. 1. позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых норм и общего подхода к полноте раскрытия компетенций государственных служащих
Существующие модели компетенций хоть и содержат схожие элементы, но характеризуются структурной и содержательной дифференциацией. Обобщая выводы, можно прийти к заключению о необходимости пересмотра перечня компетенций, основываясь на том, что государственный управленец будущего — это высококвалифицированный специалист, владеющий расширенными цифровыми компетенциями, а также развитыми творческими и нравственными качествами.
Опыт реализации концептуальных подходов профессионального развития государственных гражданских служащих в Республике Крым свидетельствует об активно начатой трансформации от традиционных форм дополнительного профессионального образования к новым организационным формам профессионального развития и дистанционному обучению.
На данном переходном этапе нужна оперативная работа по внесению изменений в тематическое содержание дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих в Республике Крым, разработка соответствующих рекомендаций, в том числе по внедрению цифровых компетенций служащих [7].
Изменения должны быть, прежде всего, направлены на обеспечение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих Республики Крым, которая позволит создать условия для получения необходимых им знаний и умений, при использовании разнообразных форм, методов, технологий обучения и обмена актуальной информацией.
Основным вопросом внедрения современных форм обучения государственных гражданских служащих остается обеспечение качественного электронного контента [9].
Нужно чтобы, электронные платформы были действительно высокого уровня: к разработке курсов должны привлекаться не только ученые-эксперты в области государственного управления, но и программисты-разработчики, графические дизайнеры, копирайтеры. Компетентным органам необходимо формировать программу профессионального развития, разрабатывать индивидуальные планы, персонифицированные для каждого государственного гражданского служащего.
Учебные материалы должны быть наглядные и лаконичные, структурно построены, обучающиеся обеспечены кураторством со стороны наставника, а также постоянным мониторингом обратной связи. Также в практике шире должно использоваться взаимодействие с профессиональными сообществами, экспертное, консультативное сопровождение, межведомственное сотрудничество, необходимы регулярные стажировки по обмену опытом в других регионах.
В совершенствовании механизма обеспечения социально- экономических прав государственных служащих, в целом, необходима постоянная системная работа по устранению недостатков нормативноправового регулирования, которые при стечении определенных обстоятельств, создают угрозу нарушения основных прав и свобод, принадлежащих государственным служащим в силу конституционноправовых предписаний. Указанная деятельность, имеющая целью повысить престиж службы, вывести государственных служащих на качественно новый уровень материальной обеспеченности, соответствующий возлагаемым на них обязанностям, может и должна рассматриваться как инструмент противодействия коррупции [8].
Для эффективной организации функционирования государственной гражданской службы необходим комплекс мер, направленных на установление социально-правового статуса государственных гражданских служащих, увеличение их материального вознаграждения, получение профессионального образования; четкую дифференциацию между политическими руководителями, замещающими государственные должности, и административными должностями гражданской службы; создание центрального государственного органа по управлению государственной гражданской службой с целью координации федеральной и региональной ветвей.
Подводя итоги обобщения опыта внедрения и реализации современных форм обучения и развития государственных гражданских служащих в Воронежской области, можно констатировать, что эта система находится в стадии становления, обстоятельство касается и электронного формата [9].
Одним из самых важных моментов можно считать, что государственный гражданский служащий должен постоянно учитывать в своей работе интересы граждан, проявлять готовность к неформальному диалогу с обществом, гражданами, так как защита прав граждан является сущностью деятельности государственных служащих.
Поэтому, самым главным «профессиональным» качеством государственного гражданского служащего должно стать стремление принести пользу своей стране, своему народу.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 4398.
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063.
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.10.2022 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021 N 152-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, № 10, ст. 1152
- Борщевский, Г. А.Государственная служба : учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019 – 303 с.
- Ширяева А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.11.2022).
- Матвеенков И.В. Соотношение правового статуса государственного гражданского и муниципального служащего в Российской Федерации /И.В. Матвеенков // ceteris paribus. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-pravovogo-statusa-gosudarstvennogo-grazhdanskogo-i-munitsipalnogo-sluzhaschego-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.11.2022).
- Лещенко Е. М. Совершенствование управления профессиональным развитием государственных гражданских слущащих на основе цифровых компетенций (на примере воронежской области) /Е.М.Лещенко // РСЭУ. 2022. №1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-professionalnym-razvitiem-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluschaschih-na-osnove-tsifrovyh-kompetentsiy (дата обращения: 06.11.2022).
- Мамонов Ю.М. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Символ науки. 2020. №12-2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-administrativno-pravovogo-statusa-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-1(дата обращения: 07.11.2022).
- Хорошкевич Н. Г. Государственные гражданские и муниципальные служащие: понятийный аппарат исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-grazhdanskie-i-munitsipalnye-sluzhaschie-ponyatiynyy-apparat-issledovaniya (дата обращения: 07.11.2022).