УДК 34

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

№40,

Юридические науки

Смирнягина Диана Геннадьевна


Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО; ПРАВО; ФИНАНСЫ; ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ; ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА; ECONOMIC SECURITY; THE RUSSIAN STATE; LAW; FINANCE; INTERNAL AND EXTERNAL THREATS; LEGAL SUPPORT; NATIONAL SECURITY; REGULATORY FRAMEWORK.


Аннотация: В настоящее время возрастает число внешних и внутренних угроз национальным и экономическим интересам России. В этих условиях важнейшим механизмом обеспечения национальной и экономической безопасности на уровне страны и регионов выступает мониторинг. Утвержденные Стратегии национальной и экономической безопасности РФ признают необходимость проведения мониторинга для контроля за ходом выполнения основных положений этих документов.

Целью исследования является исследование правовых аспектов обеспечения экономической безопасности современного российского государства.

При исследовании работы были использованы труды следующих авторов: Володин, В. М., Волков И.А., Полетавкина, Е. Р., Т А. Бондарский, Засыпкин М.А. и др.

Обеспечение экономической безопасности страны и регионов является инструментом реализации социально-экономической политики государства, делегирующего эту задачу на региональный уровень. Среди авторов, исследующих различные аспекты экономической безопасности, следует выделить А.И. Татаркина, А.А. Куклина, С.В. Казанцева, В.К. Сенчагова, Ю.М. Максимова, С.Н. Митякова, О.И. Митякову и других ученых.

Проблемы экономической безопасности стали предметом исследований многих ученых-экономистов, среди которых можно выделить Л.И. Абалкина, А.И. Татаркина, А.А. Куклина, В.К. Сенчагова, С.В. Казанцева, С.Н. Митякова и других.

Экономическая безопасность государства – сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны. В этой связи следует также заметить, что для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, т.е. состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству. Экономическая безопасность России – это не только защищённость национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы защиты национальных интересов развития экономики [11].

В настоящее время существует обширная правовая база, в той или иной степени регулирующая вопросы, связанные с экономической безопасностью.

Экономическая безопасность Российской Федерации считается основой, материальной базой национальной безопасности. И гарантирует обеспечение независимости государства, устанавливает возможности выполнения независимой экономической политики и формирует способности с целью поступательного, устойчивого социально-экономического формирования страны в условиях глобализации всемирного хозяйства и геополитических рисков. Таким образом, в обстоятельствах интеграции в единое мировое экономическое пространство вопрос экономической безопасности обретает главную роль для всей экономической политики нашей страны [8].

Правовое обеспечение экономической безопасности производится с использованием следующих документов:

1. Кoнституция РФ [1], кoнституционные законы на федеральном уровне;
2. ФКЗ РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [2]
3. ФЗ «O безопаснoсти» (от 28 декабря 2010 г.) С изменениями от 09.11.2020 № 365-ФЗ [3];
4. ФЗ «O стратегическoм планировании в Рoссийской Фeдeрaции» (от 28 июня 2014 г. С изменениями от 31.07.2020 №264-ФЗ) [4];
5. Стрaтeгия нaциoнальнoй безoпaсности России (от 31 дeкабря 2015 г. С изменениями от 02.06.2021 г) [6];
6. Стрaтегия экoномической безoпасности РФ нa периoд дo 2030 гoда [7];
7. прaвовые aкты Президентa и Правительства РФ.

Необходимо упомянуть об Указе Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208. Значимость обозначенного нормативно-правового акта заключается в ряде аспектов:

Во-первых, в нем закреплено официальное толкование понятия «экономическая безопасность», под которой понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Во-вторых, определяются современные угрозы экономической безопасности. Мировая экономика характеризуется неустойчивостью и неопределенностью экономического центра. Конкуренция на международном рынке возрастает, и появляется все больше угроз экономической безопасности, лишь отдаленно связанных с экономическими процессами, но значительно влияющих на нее [4].

Проанализировав выделенные в указе угрозы экономической безопасности, можно сделать вывод о возможности классификации таких угроз на внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные).

Так, к внутренним угрозам следует отнести сокращение отечественных топливно-сырьевых ресурсов, низкие темпы экономического роста, проблемы распределения национального бюджета, усиление дифференциации населения по уровню доходов, ошибки в процессе государственного управления, неравномерность развития территории России. К основным внешним угрозам причисляют дисбаланс и противоречия мировой экономики, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, военные конфликты, изменения спроса на энергетические ресурсы в мире [10].

В-третьих, определяются цели, задачи и основные направления государственной политики, направленной на обеспечение экономической безопасности.

Отметим, что конституционные преобразования 2020 года дали импульс преобразованию концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В содержании Конституции РФ был сделан акцент на обеспечение конкретных видов национальных ценностей, национальных интересов, стратегических национальных приоритетов. Также заложены новые подходы к формированию системы обеспечения национальной безопасности. 02 июля 2021 г. Президентом РФ была утверждена обновленная Стратегия национальной безопасности. Она имеет новую внутреннюю логику по определению целей и задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в различных областях и сферах развития нашего государства и соответствующие направления деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Российской Федерации.

Также сферу экономической безопасности затрагивают ряд национальных и федеральных программ и проектов Российской Федерации, которые направлены на устранение угроз (в основном внутренних) экономической безопасности. Перечислим некоторые из них:

1. Национальный проект (программа) «Производительность труда и поддержка занятости», целью которого является рост производительности труда на отечественных предприятиях несырьевой сферы.

2. Национальный проект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации», направленный на формирование устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.

3. Национальный проект (программа) «Международная кооперация и экспорт», в которой определяются объемы экспорта отечественной продукции. Из вышеприведённых примеров нам представляется, что первые две названные программы направлены на устранение или снижение неблагоприятных последствий внутренних угроз экономической безопасности, тогда как последний из проектов имеет целью устранение некоторых внешних угроз.

Перечисленные документы наглядно доказывают, что идет последовательный планомерный процесс совершенствования концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что разрабатываются новые подходы и механизмы противодействия современным вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации в зависимости от объективных условий функционирования государства[9].

Проанализировав правовые основы экономической безопасности, можно прийти к выводу о том, что правовую политику государства в рассматриваемой сфере нельзя назвать в полной мере отличающейся эффективностью и комплексностью, поскольку ряд вышеуказанных актов (несмотря на наличие положений по реформированию и усовершенствованию экономической правовой политики) носит декларационный характер. В этой связи существует необходимость принятия актов, развивающих положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Выводы. Проанализировав правовые основы экономической безопасности, можно прийти к выводу о том, что правовую политику государства в рассматриваемой сфере нельзя назвать в полной мере отличающейся эффективностью и комплексностью, поскольку ряд вышеуказанных актов (несмотря на наличие положений по реформированию и усовершенствованию экономической правовой политики) носит декларационный характер. В этой связи существует необходимость принятия актов, развивающих положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 4398.
  2. ФКЗ РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ
  3. ФЗ «O безопаснoсти» (от 28 декабря 2010 г.) С изменениями от 09.11.2020 № 365-ФЗ
  4. ФЗ «O стратегическoм планировании в Рoссийской Фeдeрaции» от 28 июня 2014 г. С изменениями от 31.07.2020 №264-ФЗ
  5. Федеральный закон от 21 июля 2017 г. № 357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года»
  6. Стрaтeгия нaциoнальнoй безoпaсности России (от 31 дeкабря 2015 г. С изменениями от 02.06.2021 г)
  7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
  8. Экономическая безопасность России [Электронный ресурс] : учебное пособие : в 3 ч. / под общ. ред. Т. А. Бондарской. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2018.
  9. Полетавкина, Е. Р. Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности / Е. Р. Полетавкина, В. И. Королёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 433-435
  10. Володин, В. М. Механизмы обеспечения экономической безопасности / В. М. Володин, Л. В. Рожкова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2016. — № 1. — С. 48–52
  11. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утверждена указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
  12. Волков И.А. Правовые основы экономической безопасности российской федерации на современном этапе // Государственно-правовые исследования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 08.11.2022).
  13. Засыпкин М.А. Формирование концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной безопасности российской федерации // Вестник Университета «Кластер». 2022. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kontseptualnyh-osnov-konstitutsionno-pravovogo-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.11.2022).
  14. http://tsutmb.ru/nauka/meropriyatia/GPI_3.pdf#4.