УДК 343.46

ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

№40,

Юридические науки

Коськова Татьяна Александровна


Ключевые слова: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; СУБЪЕКТ; ПОЛНОМОЧИЯ; OFFICIAL; CRIME; CRIMINAL LAW; SUBJECT; POWERS.


Аннотация: В данном исследовании автор рассматривает подходы к определению понятия «должностного лица» как субъекта преступления в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран. В результате исследования автор формулирует понятие «должностное лицо».

Регламентация уголовной ответственности должностных лиц за преступления, совершенные с использованием своего должностного положения, актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Многие вопросы, касающиеся определения правового статуса специального субъекта должностных преступлений и его законодательного закрепления в зарубежном уголовном праве, решены не всегда последовательно. К тому же, рост уровня преступности, особенно коррупции, среди государственных служащих многих стран вынуждает их законодательные органы искать пути повышения эффективности уголовно-правовых средств борьбы с такими преступлениями.

В связи с этим и в теоретическом смысле, и с позиций правоприменения представляет интерес сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран в контексте основных вопросов изучаемой темы, в первую очередь тех, которые касаются понятия должностного лица. Прежде чем проводить такой анализ, следует обратить внимание на разнообразие применяемых в национальном и зарубежном праве терминов на обозначение специальных субъектов.

В частности, в нормах уголовного права и в уголовно-правовой доктрине России традиционно используют термин «должностное лицо». В большинстве же правовых систем зарубежных стран и, соответственно, в теории уголовного права и смежных отраслей права (административного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного) как синоним термина «должностное лицо» используют термин «чиновник» [6].

Кроме того, в уголовном законодательстве многих зарубежных стран, особенно тех, где сложилась романо-германская (континентальная) система права, на обозначение субъектов получения взятки и других преступлений, совершенных с использованием своего должностного положения, нередко используют также термины «государственное должностное лицо» или «публичный служащий» [2].

Так, согласно Уголовному кодексу Японии (ст. 7) под государственным должностным лицом, понимается правительственный, муниципальный чиновник или депутат, или член комитета, или другие служащие, исполняющие публичные обязанности в соответствии с законодательством. Этот термин охватывает государственных служащих, публичных служащих, членов корпораций, комитетов и других лиц, которые в соответствии с законом или постановлением ведут публичные дела [10].

Понятие «публичный служащий» в качестве специального субъекта должностных преступлений используется также в уголовном законодательстве Франции, Дании, Австрии и многих других стран. В доктрине и законодательстве Великобритании институт государственной службы, в отличие от других стран, где обычно в названии этого института использовано понятие «публичной» (public, offentlishes) или «государственной» (state, staat) службы, определяется понятием «гражданская служба» (civil service).

Так сложилось исторически: чиновник в английском праве ассоциируется с понятием «гражданский слуга Короны» в противоположность ее «военным слугам». Ответственность должностных лиц за служебные злоупотребления, в том числе и за должностные преступления, в Великобритании регламентируется не в кодифицированных уголовно-правовых нормах (не с учетом единых кодексов), а на основе судебных прецедентов, то есть индивидуальных судебных решений по конкретным делам.

В ФРГ наличие чиновничества как особой группы людей, связанных с государственной службой, основывается на положениях п. 4 и 5 ст. 33 Основного закона ФРГ, в котором говорится о лицах государственной службы, связанных «узами публично-правовых отношений службы и верности». Им, в отличие от обычных служащих, возлагается «осуществление властных полномочий».

В уголовном законодательстве Франции проблеме борьбы с преступлениями должностных лиц было уделено значительное внимание. Уголовный кодекс Франции, принятый в 1992 г. и вступивший в силу в 1994 г., состоит из четырех книг. В книге 4 «Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия», в разделе 3 «Посягательства на осуществление государственной власти», содержится специальная глава 2 «О посягательствах на государственное управление, совершенные публичными должностными лицами». В УК Франции нет общего определения государственного должностного лица. В статьях соответствующей главы в роли субъекта преступлений упомянуты разные категории лиц, а именно:

1) представитель государственной власти;
2) лицо, выполняющее задачи органов государственного аппарата;
3) лицо, избранное общественным мандатом;
4) публичное должностное лицо;
5) представитель или служащий государственного учреждения;
6) работник экономического общества смешанного типа, в котором государство или государственная организация владеет более 50% капитала;
7) работник национализированного предприятия;
8) управляющий или служащий государственного предприятия;
9) служащий органов местного самоуправления;
10) государственный бухгалтер и др. [8]

В уголовном праве Швейцарии нет законодательного определения понятия должностного лица. В качестве субъектов служебных преступлений указаны чиновники, члены выборного органа, лица, призванные осуществлять судебную власть, третейские судьи, официально назначенные эксперты, письменные и устные переводчики, лица, имеющие право публично удостоверять документы, врачей, в том числе стоматологов, ветеринаров, акушеров, духовников, адвокатов, защитников, нотариусов, ревизоров, аптекарей, чиновников почтовых и телекоммуникационных служб [5].

Нет определения должностного лица и в Своде законов США. Субъектами должностных преступлений выступают здесь: а) публичные должностные лица, к которым относятся члены Конгресса США, члены постоянных комиссий, служащие, наемные работники или лица, действующие от имени Соединенных Штатов, департаментов, представительств, органов исполнительной власти, наделенные официальными функциями или на основании полномочий, а также присяжные; б) лица, избранные для выполнения обязанностей государственного должностного лица, отобранные в качестве кандидатов или назначенные, если они уведомлены официально о предстоящем отборе или назначении; в) специальные правительственные служащие (чиновники или служащие федеральных законодательного или исполнительного органов, любого независимого органа США, работающие за вознаграждение или без нее не менее 130 дней в году) [7].

В Уголовном кодексе штата Нью-Йорк должностные преступления приведены в разделе «Преступления против публичного управления». В этом разделе предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерное действие, под которым понимают противоправное поведение государственного (муниципального) служащего с намерением извлечь выгоду, или лишить других выгод, или нанести ущерб другим, используя свои должностные обязанности и совершая незаконные действия при исполнении этих обязанностей. Предусмотрена ответственность и за уклонение от исполнения с таким же намерением обязанностей, прямо возложенных на публичное должностное лицо по закону или очевидно свойственным его должности [3].

Федеральным законом внесены изменения в пункт 1 примечания к статье 285 Уголовного кодекса РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) в части определения должностных лиц в статьях главы 30 УК РФ (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления). Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [4].

Важным признаком понятия «должностное лицо» являются те функции, которые на него возлагаются. Функции – это главные направления деятельности. Следовательно, функции должностного лица – это основные направления его деятельности в пределах, предусмотренных действующим законодательством и компетенцией государственного органа. Законодатель определяет, что сущность должностного лица определяют два вида функций: организационно-распорядительные и консультативно-совещательные. Однако, существенным пробелом действующего законодательства является то, что в нем не определяется содержание названных функций, что дает право их достаточно расширенную и неоднозначную трактовку. Определение понятия названных функций не предусмотрено ни в одном нормативно-правовом акте [9].

Глава 22 УК РФ [1] содержит более шестнадцати наименований специальных субъектов, которые нашли свое отражение непосредственно в тексте уголовного законодательства. Однако в рамках данного исследования изучается только должностное лицо как субъект преступлений. Глава 22 УК РФ содержит более 20 составов преступлений, субъектами которых может быть должностное лицо. Учитывая все вышеприведенные научные и законодательные позиции по определению сущности понятия «должностное лицо», а также исходя из анализа зарубежного опыта, можно сделать вывод о том, что должностное лицо – это работник, профессиональный управленец, на основании трудового договора (контракта) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции управления и руководства деятельностью всей организации (предприятия, учреждения, организации) и/или ее подразделениями, работой работников, владеет властными полномочиями, в том числе контрольными, позволяющими принимать такие решения и совершать такие действия, которые приводят к возникновению правовых последствий для других лиц.

Следовательно, сравнительно-правовое исследование свидетельствует о том, что проблема законодательного закрепления понятия должностного лица в разных странах решается неоднозначно, а иногда и противоречиво. Для усовершенствования действующего уголовного законодательства России, по нашему убеждению, важно учесть положительный опыт развитых стран. Это касается, в частности, построения санкций уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления, совершенные должностными лицами с использованием своего служебного положения. Например, ввиду специфики общественно опасного поведения должностных лиц в санкциях соответствующих уголовно-правовых норм предусмотреть как основное и дополнительное наказание лишения права занимать определенные должности или заниматься служебной деятельностью в системе государственного и муниципального управления. Кроме того, учитывая положительный зарубежный опыт правовой регламентации этого вида наказания за должностные преступления (например, в УК Испании), следует существенно увеличить его максимальные сроки, а за тяжкие и особо тяжкие преступления предусмотреть в УК РФ новый вид этого наказания – пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, внеся его и в систему наказаний, предусмотренную в Общей части УК РФ.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СПС Консультант Плюс
  2. Аникитин А.А. К вопросу о понятии должностного лица как специального субъекта правоотношений // Вестник ВятГУ. 2006. №15. С. 78-81.
  3. Бурмакин В.М. «Публичные должностные лица» и «политически значимые лица»: сравнительный терминологический анализ // Общество: политика, экономика, право. 2018. №4. С. 87-93.
  4. В Уголовном кодексе РФ уточнены определения должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/ru/structure/2021_03_26_14_30_v_ugolovnom_kodekse_rf_utochneny_opredeleniia_dolzhnostnogo_litsa_i_litsa_vypolniaiushchego_upravlencheskie_funktsii (дата обращения: 25.03.2022).
  5. Грибов А.С. Регламентация признаков субъекта должностных преступлений в зарубежном уголовном праве // Юридическая наука. 2014. №3. С. 13-18.
  6. Колиснык Ю.С. Некоторые особенности понятия должностного лица // E-Scio. 2020. №10 (49). С. 132-145.
  7. Охотский E.В. Борьба с коррупцией — важнейшая составляющая кадровой политики демократического правового государства. М., 2009. 193 с.
  8. Ровнейко В.В. Некоторые проблемы совершенствования понятия «Должностное лицо» в Российском уголовном праве // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. №6. С. 112-117.
  9. Сорочкин Р.А. Управленческие функции и понятие должностного лица как субъекта коррупционного преступления // Пролог: журнал о праве. 2021. №1 (29). С. 192-199.
  10. Уголовный кодекс Японии. С изменениями и дополнениями на 1 января 2002 г.: Перевод с японского / Науч. ред.: Коробеев А.И.; Пер.: Еремин В.Н. — С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 226 c.