УДК 373.24

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№39,

Педагогические науки

Залялиева Алсу Айдаровна


Научный руководитель: Галич Т.Н.,доцент, к.п.н. (доцент).


Ключевые слова: ТРУД; ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ; WORK; POSITIVE ATTITUDE; PRESCHOOL AGE; FORMATION OF A POSITIVE ATTITUDE TO WORK; EXECUTION OF ASSIGNMENTS.


Аннотация: В статье раскрыта проблема формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста при выполнении поручений, как педагогическое условие, которая не является новой для современного общества. Автор подчеркивает, что положительное отношение к труду имеет в качестве основной своей задачи направленность на развитие личности.

Здесь труд ориентирован, прежде всего, на удовлетворение повседневных личных потребностей, помощь взрослым при организации режимных процессов. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта — все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.


Под трудом понимается универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

Труд занимает существенное место в реализации педагогической деятельности, об этом свидетельствуют работы таких авторов как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, З.Н. Борисова, Г.П. Лескова, Я.З. Неверович. В них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Острота и своевременность данной проблемы побудили исследователей продолжить её разработку.

Главная задача трудового воспитания — формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Формируя у детей трудовые умения, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут выполнять элементарное планирование.

Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. Для этого педагог должен дать ребенку пример. Важно упражнять его в предварительном обдумывании своей деятельности.

В науке разработаны и внедрены в практику такие формы организации труда детей дошкольного возраста, как поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд.

Поручения — это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое — либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой.

Трудовые поручения имеют особое воспитательное значение в работе с детьми старшего дошкольного возраста при формировании трудовых умений. Так как овладение трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу, учитывать нагрузку и интересы детей. А главным образом, взрослые – педагоги и родители, должны стать примером для своих воспитанников и детей, показывая со своей стороны удовольствие от выполненного трудового поручения.

С целью выявления исходного уровня сформированности трудовых умений детей в старшей группе в системе дошкольного образовательного учреждения было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч».

Для диагностики трудолюбия старших дошкольников использовались методики Л. С. Барсукой, Т. В. Смирновой.

Сравнительные данные на этапе констатации и контрольном этапе представлены нами на рисунке 1.


Рис.1 — Сравнительный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе по методике Л. С. Барсукой и Т. В. Смирновой

Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по формированию положительного отношения к труду, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 2 детей (10 %), на среднем уровне 10 детей (50 %) и на высоком уровне находятся 8 детей (40 %).

В контрольной группе 5 детей (25 %) находятся на низком уровне, 12 детей (60 %) на среднем уровне и 3 детей (15 %) на высоком уровне осознания нравственных норм.

30% детей экспериментальной группы поднялись на высокий уровень сформированности положительного отношения к труду. Дети контрольной группы за время опытно-экспериментальной работы показали незначительную динамику развития: всего 1 ребёнок поднялся с низкого уровня на уровень выше.

Для того чтобы проверить эффективность использования специально организованного комплекса трудовых дел по уходу за растениями, была также использована прежняя диагностика по методике С.В. Бабенко.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.


Рис.2 — Сравнительный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе по методике С.В. Бабенко

По итогам повторного диагностирования на контрольном этапе было выявлено, что у старших дошкольников экспериментальной группы заметно повысился уровень трудовых умений в процессе ухода за растениями по сравнению с контрольной группой. Количество детей обладающих низким уровнем развития трудовых умений в экспериментальной группе меньше, чем в контрольной на 30%. Средний уровень развития трудовых умений в экспериментальной группе на 25% выше, чем показатели этого же уровня контрольной группы. Высокий уровень в экспериментальной группе также превышает этот показатель контрольной группы на 10%.

Это указывает на эффективность комплекса трудовых дел в развитии трудовых умений старших дошкольников.

Сравнение показателей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах: в экспериментальной группе количество детей, обладающих низким уровнем развития трудовых умений, сократилось на 35%.

Показатели среднего уровня развития трудовых умений в этой группе выросли на 30 %, а высокого уровня на 12% больше, чем в начале исследования, что также свидетельствует об эффективности комплекса трудовых дел в формировании трудовых умений.

Из полученных данных, можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы уровень развития трудовых умений вырос, а это свидетельствует об эффективности разработанного комплекса трудовых дел по уходу за растениями.

Сравнение показателей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах: результаты также повысились, но очень незначительно: высокий уровень повысился на 1%, средний также повысился — на 5%, низкий уровень развития трудовых умений уменьшился на 6% за счет перехода детей на средний уровень.

Незначительный прирост результатов объясняется тем, что в этой группе при реализации образовательной программы, дети знакомились с некоторыми трудовыми операциями по уходу за растениями. Но в тоже время в контрольной группе никаких дополнительных трудовых дел по уходу за растениями во внезанятийное время не проводилось.

Контрольный срез выявил повышение уровня сформированности трудовых умений детей.

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной группы показывают, что к концу опытно — экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого уровня соответственно на 30% и количество испытуемых низкого уровня уменьшилось на 25%.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась: положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться более эффективно, если мы будем использовать как педагогическое условие выполнение поручении.

Таким образом, чтобы сформировать у дошкольников ценностное отношение к труду, мы, взрослые, сами по себе должны быть трудолюбивыми, артистичными, эмоциональными, креативными. Мы, воспитатели и родители, должны уметь повести за собой детей по дороге детских трудовых свершений и маленьких трудовых подвигов. Только в этом случае труд будет для ребёнка не трудовой повинностью, а желанной радостью.


Список литературы

  1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-метод. пособие / Р.С. Буре. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 144 с.
  2. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.
  3. Макаренко А.С. Трудовое воспитание / А.С. Макаренко. Минск, 2017. -280 с.
  4. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А.Маркова // Педагогическая технология развития ребенка как субъекта детской деятельности / Под ред. М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. –153 с.
  5. Сайгушева, Л.И. Приобщаем дошкольников к труду: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2020. – 62 с.
  6. Трудовое воспитание детей в детском саду [Электронный ресурс] – Режим доступа: цhttp://ped-kopilka.ru/blogs/gulnara-filoretovna-minegalieva/statja-na-temu-trudovoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html