УДК 34

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

№39,

Юридические науки

Старцун Анастасия Андреевна


Ключевые слова: АНТИКОРРУПЦИЯ; КОРРУПЦИЯ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СТАБИЛЬНОСТЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА; ANTI-CORRUPTION; CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION LEGISLATION; STABILITY; EFFICIENCY; ANTI-CORRUPTION POLICY.


Аннотация: Первостепенную роль в исследовании вопросов, проводимых публичной властью антикоррупционной политики на внутригосударственном уровне, приобретает поиск наиболее эффективных моделей борьбы с коррупцией, понимание ее институциональности и логики фундаментальных изменений. В статье раскрываются основные элементы антикоррупционной системы, исследуются нормативно-правовые акты и изучаются основные проблемы современности.

Развитие России в качестве государства создало определенные условия и спровоцировало такие проблемы, которые повлияли на рост коррупции.

Первая проблема — проявляются противоречия в том, как расширяются масштабы коррупции и растет неопределенность представлений о данном явлении как таковом, в сознании людей и общества. Люди не могут провести разумную грань между благодарностью, удовлетворением желания угодить и началом коррупции, первых ее проявлениях. Многие рассматривают коррупцию непосредственно в воровстве денег, однако не все понимают правильно понятие конфликта интересов.

Над тем, что же собой представляет коррупция, спорят ученые-гуманитарии в разных отраслях и направлениях науки. Как результат – есть место разным представлениям и определениям, пониманиям понятия коррупции, которые, кроме того, могут быть и противоречивыми.

Решить эту проблему можно лишь продолжив начатые раннее исследования, работы, где прописана и сформирована правовая культура, сознание общества. Основой для этих явлений выступают такие составляющие – быть осведомленным в законах государства и следовать этим законам, неукоснительно и напрямую. Цель государства – обеспечить действие и выполнение законов.

Идеальная модель для государства – демократическая, мы стремимся к ее внедрению и реализации, поэтому у общества должна быть возможность оказывать всесторонний контроль на работу государственных структур разных направлений. Народ же, общество, в свою очередь, должны быть осведомлены в законах. Необходимо безостановочно работать над достижением правового просвещения общества, пропагандировать и прививать ценности законопослушного образа жизни, формировать неприемлемое отношение людей к коррупции, общественно осуждая коррупционные проявления. Если задаться такой целью и работать над ее реализацией, удастся быстро и качественно достичь нужных результатов.

Еще одна проблема – каким образом происходит формирование общественного политического, административного строя общества, которое тем или иным образом претендует участвовать в разных вариантах управления государством.

Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо наладить и систематизировать открытые, прозрачные методы подготовки руководящего звена, кадров на разных уровнях. Нужно внедрять государственную систему воспитания, обучения, развития кадров в осуществлении государственного и муниципального управления.

Обратите внимание, чтобы решать проблемы борьбы с коррупцией сформировали законодательные нормы, акты, которые воздействуют на всех уровнях управления, выражены такими нормативными правовыми актами:

— Конституция Российской Федерации;
— федеральные конституционные законы;
— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
— Закон о противодействии коррупции и другие федеральные законы;
— нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
— нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
— нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти;
— нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— муниципальные правовые акты.

Основой в отечественном антикоррупционном законодательстве является юридическая квалификация коррупции, будучи явлением, которое напрямую связано с продажностью должностных лиц. В юридической литературе дореволюционного и советского периода, данное понятие рассматривали в разрезе уголовно-правовой категории «взяточничества».

В основном, в административных делах, где замешана коррупция, наблюдались жалобы на неправомерные действия должностных лиц, а также государственных, муниципальных служащих.

Порой, рассматривая публично-правовые споры, судебные органы поддавались воздействию коррупции от участников, учитывая при назначении наказания низший и высший пределы, квалифицируя деяния как предметы коррупционных сделок. Есть ряд других обстоятельств, которые направлены на формирование объективной необходимости в том, чтобы создать и развить действенные административно-правовые средства, чтобы пресекать, предупреждать коррупцию в органах государственной власти.

Современное состояние системы противодействия коррупции в органах внутренних дел можно обозначить как в целом сформировавшуюся и достаточно эффективную.

В.М. Костенников и А.А. Макаров указывают, что «под коррупцией в органах внутренних дел необходимо понимать любое противоправное использование сотрудниками ОВД своего статуса в целях незаконного получения каких-либо преимуществ для себя либо незаконное предоставление преимуществ любым другим лицам вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства» [3, с. 136].

А.Д. Сафронов выделяет наиболее типичные виды коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел [2]:

1) использование статуса сотрудника ОВД для вмешательства в деятельность государственных и негосударственных органов;
2) оказание незаконного предпочтения при принятии решений, входящих в полномочия сотрудника;
3) представление интересов третьих лиц в органе, где сотрудник проходит службу;
4) использование в личных целях информации, которая стала ему известной по службе;
5) нарушение порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;
6) необоснованный отказ в предоставлении информации или передача недостоверной, неполной информации, а также затягивание ее представления;
7) незаконные требования о предоставлении информации;
8) незаконное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов [5, с. 18].

С.Ю.Щукин перечисляет следующие наиболее характерные виды коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД:

1) взятки, получаемые сотрудниками ГИБДД за не реагирование на дорожные правонарушения;
2) получение прибыли с коммерческих организаций за «защиту» и не реагирование на извлечение прибыли преступным путем;
3) организация провокаций с последующим вымогательством крупных материальных средств у предпринимателей;
4) вымогательство взяток с использованием административного давления [4, с. 24].

Создание и эффективное использование системы антикоррупционных мероприятий, должны включать:

— последовательное применение административных регламентов в служебной деятельности служащих органов государственной власти и управления;
— оптимальное определение прав, обязанностей, а также режима юридической ответственности органов публичной власти, а также их служащих;
— введение четких процедур принятия административных
— решений;
— использование методики анализа правовых актов на предмет
— коррупциогенности;
— глубокое и широкое разъяснение антисоциального характера коррупции и ее отрицательных последствий для общества, государства и граждан.

Формируя правовой механизм противодействия коррупции в пределах государственной службы РФ, потребуется реализация и внедрение нормативного, информационного, организационного потенциала. Лишь полный комплексный набор средств, которые противодействуют коррупции, приведет к достижению положительных результатов, тогда коррупция будет минимизирована.

В антикоррупционном законодательстве РФ происходят постоянные совершенствования, формируются конкретные рамки, которые набирают системности в правоприменении.

Правотворчество относится к лоббизму, регулированию конфликтов интересов, минимизации рисков коррупционного характера, росту значимости и ответственности разных общественных институтов. Рассматривая же данное понятие на федеральном уровне, противодействия коррупции сформированы и полноценно выражены.

Ключевой задачей ее развития и совершенствования являются реализация механизмов надлежащего применения правовых предписаний, регулирование кадрового и материального обеспечения. Для совершенствования антикоррупционного законодательства необходимо устранить юридико-лингвистические неопределенности в нормативных актах, то есть употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, обозначение одних и тех же явлений разными терминами.

При этом необходимо за особо тяжкие коррупционные преступления в качестве наказания предусмотреть конфискацию всего либо части имущества осужденного, а не только имущества, полученного в результате совершения преступления. Ведь конфискация активов, незаконно накопленных публично-правовыми лицами и их ближайшим окружением, правомерна и согласуется с международными стандартами борьбы с коррупцией. Однако нельзя также забывать, что, наряду с карательными мерами воздействия против преступлений, связанных с коррупционной составляющей, необходимо регулярно проводить профилактические меры воздействия на общественное сознание населения, на развитие его правосознания и правовой культуры, чему не всегда уделяется соответствующее внимание. Правовое сознание граждан, выступая в качестве инструмента противодействия коррупции, должно основываться на правовой воле, которую, в свою очередь, вырабатывает исполнение, соблюдение и применение норм права без каких-либо отклонений. Именно поэтому с помощью данных мер, применяя их системно, можно наиболее эффективно добиться минимизации уровня коррупция в стране.


Список литературы

  1. Шорохов В. Е. Антикоррупционное правосознание в системе местного самоуправления. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018;(4):22–26.
  2. Сафронов А.Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел /А.Д. Сафронов . М., 2019- 233 с.
  3. Костенников М.В.Противодействие коррупции в системе органов внутренних дел. М., 2019.- 256 c.
  4. Щукин С.Ю. Проблема коррупции в правоохранительных органах (сравнительный анализ) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 6. С. 24.
  5. Лукпанов А. Ж.История развития законодательства по борьбе с коррупцией в государственной службе России. Материалы XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки» (Россия, г. Новосибирск, 7 июня 2016 г.). URL: https://sibac.info/studconf/econom/xliii/55750.
  6. Шорохов В.Е. Актуальные вопросы антикоррупционного образования и культуры. Культура: управление, экономика, право. 2019;(2):29–34
  7. Шорохов В.Е. Институциональные основы антикоррупционной политики в России: ретроспектива и современность // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osnovy-antikorruptsionnoy-politiki-v-rossii-retrospektiva-i-sovremennost (дата обращения: 27.03.2022).
  8. Попов Сергей Александрович Особенности организации антикоррупционной системы безопасности в МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-antikorruptsionnoy-sistemy-bezopasnosti-v-mvd-rossii (дата обращения: 27.03.2022).
  9. Романова Н.П. Основные этапы становления антикоррупционной системы в России // Вестник ЗабГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-antikorruptsionnoy-sistemy-v-rossii-1 (дата обращения: 27.03.2022).
  10. Савельева А.А. Проблемы эффективности антикоррупционных мер в законодательстве России и пути их совершенствования // Государственно-правовые исследования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnosti-antikorruptsionnyh-mer-v-zakonodatelstve-rossii-i-puti-ih-sovershenstvovaniya (дата обращения: 27.03.2022).