УДК 34

ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

№39,

Юридические науки

Старцун Анастасия Андреевна


Ключевые слова: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ; LEGISLATIVE POWER; EXECUTIVE POWER; EFFICIENCY; LEGAL FORMS.


Аннотация: В статье раскрываются основные понятия взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, исследуется процесс оптимизации системы органов исполнительной власти Республики Крым.

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно влияют на положение в регионах. В настоящее время эти отношения характеризуются тесным сотрудничеством и стремлением органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ к достижению компромисса. Данному обстоятельству способствуют следующие причины:

1) детальная регламентация организации государственной власти субъектов РФ в федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее – Закон № 184-ФЗ);
2) совершенствование регионального законодательства в части установления новых форм взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ.

Поэтому конфликтные ситуации происходят все реже, при этом возникающие разногласия решаются с применением согласительных процедур.

На современном этапе государственного строительства в контексте осуществления конституционной реформы одним из ключевых направлений является оптимизация работы системы исполнительной власти и формирование эффективной структуры исполнительных органов, деятельность которых в общей системе государственной власти будет способствовать реализации программ государственного развития, направленных на социально-экономический рост государства, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Развитие и характер взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ происходит через организационно-правовые формы. При этом их содержание рассматривается с точки зрения взаимодействия, взаимозависимости отношений в процессе парламентского контроля и урегулирования разногласий, возникающих между органами законодательной и исполнительной власти регионального уровня.

Под организационно-правовой формой взаимоотношений органов власти субъектов РФ следует понимать нормативно установленное, характеризуемое определенной процедурой реализации внешнее выражение взаимоотношений субъектов.

Содержание взаимоотношений ветвей власти субъектов РФ состоит из взаимодействия и взаимозависимости отношений, складывающихся в процессе осуществления парламентского контроля и урегулирования возникающих разногласий.

Принцип разделения властей предполагает возникновение между ветвями власти конкуренции и конфликтов.

Конкуренция стимулирует эффективную деятельность органов государственной власти для получения поддержки населения. Конфликт, несмотря на его негативную составляющую, побуждает законодательные и исполнительные органы к поиску и последующему устранению причин, приведших к возникновению разногласий. Закрепление в федеральном законодательстве права политических партий участвовать в формировании органа законодательной власти субъекта РФ оказывает ощутимое влияние на взаимоотношения обеих ветвей власти [5].

Недостатки правового регулирования рассматриваемых общественных отношений вносят дисбаланс в систему сдержек и противовесов. В этой связи следует изменить устаревшие и установить новые формы взаимодействия органов власти: предусмотреть право органа законодательной власти участвовать в разработке нормативных правовых актов органов исполнительной власти, содержащих механизмы реализации законов и социально-экономических программ; законодательно закрепить основания отклонения законов высшим должностным лицом; определить правовые последствия пропуска высшим должностным лицом срока, установленного для обнародования или отклонения закона. Взаимозависимость органов ветвей власти субъектов РФ выражается в возможности законодательного органа участвовать в формировании исполнительной власти и их взаимной ответственности.

Эффективность парламентского контроля зависит от того, насколько четко определена ответственность органов исполнительной власти за нарушения, выявленные в результате контрольных мероприятий.

В связи с этим следует законодательно закрепить порядок рассмотрения органами исполнительной власти и их должностными лицами депутатского запроса, а также установить меры административной и дисциплинарной ответственности за бездействие при его получении.

Кроме того, в законодательстве субъектов РФ необходимо отразить вопросы, по которым депутатское расследование в отношении деятельности органов исполнительной власти обязательно:

— распоряжение средствами бюджета и имуществом субъекта РФ;
— действия (бездействие) должностных лиц исполнительной власти субъекта РФ;
— соблюдение прав и законных интересов, установленных законами субъекта РФ.

Органы ветвей власти субъектов РФ редко используют судебные процедуры для разрешения разногласий, возникающих между ними.

Одной из причин этого является отсутствие возможности органов государственной власти обжаловать решения, действия (бездействие) иных государственных органов и должностных лиц в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим необходимо включить органы государственной власти в круг субъектов, наделенных таким правом в соответствии с гл. 25 ГПК РФ.

Особого внимания заслуживает взаимодействие регионального парламента и органов исполнительной власти в законодательном процессе, которое проявляется в различных организационно-правовых формах:

– направление органом исполнительной власти предложений в примерную программу законодательной деятельности;
– реализация органами исполнительной власти права законодательной инициативы;
– направление законопроекта на заключение высшему должностному лицу;
– заслушивание ежегодного доклада высшего должностного лица или высшего исполнительного органа субъекта РФ по представленному законопроекту и др.

Конструктивное сотрудничество ветвей власти иногда сменяется разногласиями и конфликтами, что становятся очевидным на стадии подписания и обнародования принятого закона.

Коллизии на данном этапе законодательного процесса возникают из-за нормативной неопределенности оснований отклонения закона. Отсутствие критериев для принятия решения о наложении вето открывает возможность для злоупотреблений со стороны руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Проблемные стороны взаимодействия органов власти субъектов РФ связаны и с отсутствием правовых последствий пропуска высшим должностным лицом срока, установленного для обнародования либо отклонения закона.

Основными задачами повышения эффективности организации исполнительной власти на региональном уровне остаются соблюдение в деятельности таких принципов, как: законность, верховенство права, обеспечение и защита конституционных прав и свобод граждан, надлежащая организация, координация, ответственность и контроль, прозрачность.

Так, одной из проблем организации исполнительной власти в Республике Крым является координация деятельности органов исполнительной власти республики, а также их согласование с деятельностью федеральных органов исполнительной власти [3].

Глава Республики Крым как глава исполнительной власти и его высшее должностное лицо наделен большими полномочиями и возможностями их осуществления.

В настоящее время при осуществлении согласованных решений Главы Республики Крым и Совета Министров Республики Крым основная ответственность возлагается на правительство республики, в том числе и по вопросам взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

В качестве основного направления оптимального взаимодействия и согласованной деятельности Главы Республики Крым и Правительства Республики Крым необходимо рассматривать создание и эффективное действие существующих координационных и консультативно-совещательных органов при главе республики.

В целях обеспечения взаимодействия между Главой Республики Крым и Совета Министров Республики Крым, в том числе для осуществления оперативной координации совместных действий исполнительных органов республики по выполнению задач, оставленных главой республики, указом Главы Республики Крым была введена должность министра республики (Указ Главы Республики Крым от 14.01.2020 № 2-У).

Правовое обеспечение организации системы органов исполнительной власти в Республике Крым должно осуществляться путем конкретного определения круга субъектов данной системы, объема и характера взаимоотношений между собой.

В качестве направлений правового обеспечения необходимо назвать совершенствование внутренней структуры органов исполнительной власти в соответствии с осуществляемыми Республикой Крым задачами и функциями, расширение самостоятельности отдельных органов как условие ответственности за реализацию возложенных на них полномочий [4].

Одним из путей оптимизации организации исполнительной власти в Республике Крым является полное и точное закрепления функций, задач и полномочий каждого органа исполнительной власти в соответствии с федеральными законами и законами Республики Крым.

В настоящее время разграничение указанных полномочий устанавливается на уровне распоряжений Председателя Правительства Республики Крым, которыми распределяются функциональные обязанности между должностными лицами (между председателем правительства республики и его заместителями, руководителем аппарата правительства республики и его заместителями [4].

Учитывая подчиненность органов исполнительной власти субъекта Президенту РФ, Правительству РФ и иным федеральным органам исполнительной власти в части реализации предметов ведения РФ и субъектов, а также при осуществлении переданных субъектам полномочий федеральной исполнительной власти, исключительная компетенция в сфере исполнительной власти в Республике Крым является незначительной. Соответственно одной из важнейших задач эффективной организации исполнительной власти является определение степени самостоятельности исполнительных органов Республики Крым в единой системе исполнительной власти [4].

Отмеченная проблема усложнена несогласованностью и несистематизированностью законов и иных нормативно-правовых актов в сфере совместного ведения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта. В частности, в исследованиях подчеркивается «неурегулированность условий и процедур передачи органами исполнительной власти субъекта части собственных полномочий соответствующим федеральным органам, а также порядка осуществления их последними, фрагментарность правовой регламентации порядка проведения согласительных процедур при наличии разногласий между органами исполнительной власти субъектов и федеральными государственными органами» [4].

В целях обеспечения стабильности законодательства о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта представляется необходимой разработка дополнительных процедур в механизме принятия законов, предметом регулирования которых являются вопросы совершенствования разграничения полномочий по предметам совместного ведения, а также передача федеральных полномочий органам государственной власти субъекта, предусматривающих различные формы участия органов государственной власти субъектов РФ.

На законодательном уровне должны быть закреплены условия взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Крым, установлены пределы передачи (делегирования) полномочий, перечень полномочий, которые не могут быть переданы [6].

Перечень собственных полномочий Республики Крым должен выполнять не информационную, а регулятивную роль. В части осуществления контроля за исполнением переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти республики части своих полномочий необходима четкая регламентация его осуществления путем внесения соответствующих положений в регламенты взаимодействия [6].

Орган, которому передаются полномочия, должен нести ответственность за их осуществление и получать соответствующую информацию и ресурсы, необходимую для их осуществления.

В качестве форм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Крым, помимо реализации государственных программ, оказания методической помощи, создания комиссий, а также передачи друг другу части полномочий, необходимо развивать совместное осуществление законодательной деятельности, разработку и реализацию совместных программ и проектов, экспериментов [5].

В качестве основного направления дальнейшего развития процесса оптимизации системы органов исполнительной власти Республики Крым необходимо отметить взаимодействие органов исполнительной власти и гражданского общества, повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти республики.

Условием, позволяющем реализовывать требования реформирования системы органов исполнительной власти Республики Крым является соблюдение принципа прозрачности в осуществлении их деятельности. Это создает эффективную основу для борьбы с коррупцией и злоупотреблением властью государственными служащими органов исполнительной власти. Важное значение имеет обеспечение процесса постоянного информирования общественности о деятельности органов исполнительной власти Республики Крым.

Выводы. Основными направлениями организации системы исполнительной власти Республики Крым, которые при соблюдении основополагающих конституционных принципов позволят эффективно осуществлять деятельность в указанной сфере, являются:

1) оптимальная реструктуризация органов исполнительной власти республики на основе дерегулирования и унификации;
2) расширение практики создания консультативно-координационных органов (в том числе при главе республики, правительстве республики), а также общественных советов при органах исполнительной власти республики;
3) укрепление законодательной основы отношений между федеральными органами исполнительной власти и органов исполнительной власти республики;
4) введение гибких процедур взаимного делегирования полномочий между органами исполнительной власти различных уровней.


Список литературы

  1. Распоряжение Главы Республики Крым от 11.08.2015 № 291-рг «О создании Экспертно-консультативного совета при Главе Республики Крым» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  2. Распределение функциональных обязанностей между Председателем Совета министров Республики Крым, заместителями Председателя Совета министров Республики Крым // Официальный портал Правительство Республики Крым. URL: https://rk.gov.ru/ru/structure/1336
  3. Распределение функциональных обязанностей между руководителем Аппарата Совета министров Республики Крым, первыми заместителями, заместителями руководителя Аппарата Совета министров Республики Крым // Официальный портал Правительство Республики Крым. URL: https://rk.gov.ru/ru/structure/2162
  4. Русанова С.Ю. Организация исполнительной власти в Республике Крым // Крымский научный вестник. – 2018. — № 2 (19). – С. 53.
  5. Чепрасов К.В. Конституционализация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Субъектов Российской Федерации: сущность, развитие, конституционно-судебное влияние: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Барнаул, 2014. – С. 246.
  6. Батуев Ц.Б. Взаимоотношения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ // Власть. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-zakonodatelnyh-predstavitelnyh-i-ispolnitelnyh-organov-gosudarstvennoy-vlasti-subektov-rf (дата обращения: 26.10.2022).
  7. Крым: основные направления совершенствования // Океанский менеджмент. 2021. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-ispolnitelnoy-vlasti-v-respublike-krym-osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обращения: 26.10.2022).