УДК 346.92

ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№39,

Юридические науки

Кузнецов Александр Геннадьевич


Научный руководитель: Чернядьева Н.А., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры КрФ ФГБОУВО «РГУП».


Ключевые слова: БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН; БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО; ГЕНЕЗИС; ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО; ИНИЦИАТИВА; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ; УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ; BUSINESS OMBUDSMAN; BUSINESS COMMUNITY; GENESIS; PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP; INITIATIVE; ENTREPRENEUR; COMMISSIONER FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF ENTREPRENEURS.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализирован генезис института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации с момента заявления инициативы о создании данного института от представителей бизнес-сообщества и до этапа законодательного урегулирования его деятельности. Автор приходит к выводу, что сплоченность и высокая правовая культура предпринимателей позволила доказать необходимость создания данного института для защиты их прав и законных интересов во взаимодействии с государством в лице государственных органов и должностных лиц, избегая таких негативных моментов, как административные барьеры, коррумпированность.

Основные направления правового, политического и экономического развития Российской Федерации получили закрепление в положениях Конституции 1993 года [1]. В тексте основного закона закреплены базовые принципы, позволяющие эффективно регулировать рыночные отношение, в частности, свободная экономическая деятельность, создание единого экономического пространства в рамках территории государства, многообразие форм собственности, а также их равенство. Помимо этого, государство поддерживает конкуренцию и ограничивает монополистическую деятельность.

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы экономической деятельности предопределяет защиту прав и законных интересов хозяйствующий субъектов в их взаимоотношениях с государством в лице государственных органов и должностных лиц. В ч. 2 ст. 8, ст. 35 Конституции РФ закреплены государственные гарантии, направленные на обеспечение защиты прав субъектов экономической деятельности. Под свободой экономической деятельности понимается право каждого на свободное использование своих способностей, имущества с целью осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности.

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, которое состоялось 20 декабря 2011 года, впервые была озвучена идея об учреждении должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, с целью правовой защиты и поддержки бизнеса на федеральном и региональном уровнях, а также преодоления избыточных административных барьеров, коррупционных проявлений, бюрократического давления со стороны органов местного самоуправления, государственной власти и их должностных лиц, контролирующих (надзорных) органов.

За высказанными инициативами последовало нормативное закрепление создание нового института, а также основных задач и функций в системе государственных органов государства. В тексте Указа также зафиксирован такой важный аспект, что деятельность бизнес-омбудсмена будет осуществляться не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Первое назначение на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей было осуществлено в соответствии с Указом Президента РФ № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» от 22 июня 2012 г. На данную должность был назначен Борис Юрьевич Титов, занимаемый её до настоящего времени.

Для более детальной регламентации правового статуса бизнес-омбудсмена, порядка осуществления его полномочий Министерством экономического развития РФ был разработан соответствующий проект Федерального закона, который принят Государственной Думой РФ 07 мая 2013 года [2].

В положениях Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» урегулирована деятельность Уполномоченного как на федеральном, так и на региональном уровне.

В настоящее время региональные бизнес-омбудсмены осуществляют деятельность во всех субъектах Российской Федерации, занимая государственные должности либо осуществляя ее на общественных началах.

Работа по формированию Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Крым началась с принятия 17 июля 2014 года Закона Республики Крым № 32-ЗРК «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Крым», который установил правовое положение, основные задачи и компетенцию регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Крым, а также закрепил основные принципы деятельности [3].

По мнению М.А. Липчанской, деятельность института уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне для Российской Федерации является «наиболее правильным решением, которое соответствует основным принципам федеративного устройства» [4].

Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, а также привлекать для участия в их деятельности представителей предпринимательского сообщества, общественных организаций, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время правозащитный институт Уполномоченного сформирован, на практике реализуются предусмотренные законодательством полномочия, выстроена оптимальная структура, позволяющая осуществлять защиту прав и законных интересов предпринимателей. Государственная правовая защита в предпринимательской среде стала узнаваемой в структурах власти и все более востребованной в деловой среде.

Развитие государственно-частного партнерства привело к тому, что предприниматели начали создавать свои объединения и организации, посредством которых более эффективно получается отстаивать свои права и законные интересы. Объединения предпринимателей могут выступать с различными инициативами перед государством, представляя интересы всего бизнес-сообщества. В частности, благодаря объединению и проявлении инициативы со стороны предпринимателей и появился такой институт, как Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

На сегодняшний день можно констатировать, что результатами деятельности бизнес-омбудсмена является положительное влияние на развитие экономики Российской Федерации в целом, а также создание эффективных и действенных механизмов защиты прав и законных интересов предпринимателей.

Сфера взаимодействия государства и предпринимателей в настоящее время все же имеет определенные проблемы, в частности, административные барьеры, коррумпированность, пробелы и коллизии в действующем законодательстве, которое регламентирует предпринимательскую деятельность. Однозначно все перечисленное влечет нарушение прав и законных интересов предпринимателей и негативно влияет на экономику государства. Поэтому справедливым стоит указать мнение представителей бизнес-сообщества, что создание должности уполномоченного по защите прав предпринимателей – это «наиболее правильное решение, которое указывает на положительную динамику поиска баланса взаимодействия между государством и предпринимательским сообществом» [5]

Таким образом, проанализировав генезис появления института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, можно указать на высокий уровень правосознания граждан государства, поскольку именно бизнес-сообщество выступило с инициативой и обосновало необходимость создания такого института. Государство, со своей стороны, высказало готовность о проведении конструктивного диалога и внедрило институт бизнес-омбудсмена на законодательном уровне.

Учреждение федерального и региональных бизнес-омбудсменов позволяет эффективно осуществлять защиту прав предпринимателей, а также решать общефедеральные задачи по обеспечению их прав.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001.
  2. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, № 19, ст. 2305
  3. Закон Республики Крым от 17 июля 2014 года № 32-ЗРК «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Крым» // Крымские известия, 23.07.2014, № 147.
  4. Липчанская М. А. Институционализация конституционной системы власти в федеративном российском государстве // Власть. – 2013. — № 7. – С. 136-139.
  5. Ларина К.С. К вопросу о правовой природе института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. – 2017. – Т. 5, № 1 (17). – С. 40-44.