НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ 1990-Х ГГ.

№3,

Юридические науки

Турчанова Зинаида Михайловна


Ключевые слова: РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ; ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ; ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА; PRIVATIZATION STAGES OF PRIVATIZATION; OWNERSHIP RELATIONS; THE LEGAL FRAMEWORK.


Аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование процесса приватизации 1990-х гг. В процессе работы проанализированы основные недостатки процесса перехода государственной собственности в частные руки. В результате исследования выявлены и систематизированы некоторые проблемы нормативного регулирования процесса приватизации 1990-х гг.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает важное место в отечественной науке, по ряду следующих причин:

• постоянное внимание российских исследователей и общественности к проблемам развития отношений собственности;
• необходимость выявления недостатков и пробелов в правовом регулировании процесса передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность;
• необходимость устранения недостатков и противоречий в действующих нормативных правовых актах.

Ретроспективный анализ экономической ситуации страны перед началом реформ 90-х гг. представляется критическим: уровень жизни народа снижался, падали темпы прироста промышленного производства, углублялся кризис сельского хозяйства, росла инфляция. В 1988-1989 гг. бюджетный дефицит превысил 100 млрд. руб. В этих условиях проводится серия экономических реформ, важнейшим из которых стало принятие официального решения о приватизации.

На практике процесс приватизации в Российской Федерации прошел пять этап:
• спонтанная (1987 — 1991 гг.);
• массовая (1992 — 1994 гг.);
• денежная (1994 — 1997 гг.);
• залоговые аукционы (1995 — 1996 гг.);
• точечная (2001 г. — по настоящее время) [5].

Первые четыре этапа приватизации начались значительно раньше принятия основных законодательных актов, необходимых для процесса разгосударствления. Такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995 г.), Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.), Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.) и др., были приняты уже после окончания залоговых аукционов. В итоге, многие предприятия стали частной собственностью еще в 1992 г., то есть до официального старта приватизации.

Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» [5] вступал в силу с момента принятия Государственной программы приватизации, устанавливающей цели, приоритеты и ограничения при проведении процесса разгосударствления. Этот нормативный правовой акт стал основным документом, который регулировал массовую приватизацию 1992 — 1994 гг. Основная задача приватизации на данном этапе — создание широкого круга собственников. Однако эта задача не была выполнена. Некоторые ваучерные аукционы были проведены с нарушением действовавшего законодательства РФ, цена акций на аукционах была сильно занижена.

Следует указать, что приватизация в субъектах РФ проводилась на юридической основе федерального законодательства, которая в свою очередь не учитывала специфику субъектов РФ. При этом приватизация осуществлялась в отсутствие федерального закона о разграничении собственности на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную, что создавало почву для бесконтрольного распоряжения государственной и муниципальной собственностью.

Примечательно, что на всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности. В начале 1992 г. приняты «Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации», в соответствии с этим документом стоимость основных средств определялась по остаточному принципу, то есть рассчитывалась путем уменьшения ее первоначальной (балансовой) величины на износ, исчисленный по данным бухгалтерского учета исходя из соответствующих норм. В следствие чего, за основу принимались заниженные стоимостные данные, не отражающие реальную рыночную стоимость приватизируемых объектов [2].

Анализ экономических и правовых последствий приватизации показывает, что соблюдение и реализация государственных и общественных интересов не являлись приоритетными.

Таким образом, в числе недостатков процесса приватизации можно назвать:
• отсутствие необходимой законодательной основы — большинство нормативных правовых актов принималось после завершения очередного этапа приватизации;
• не корректные методики оценки приватизируемого имущества;
• отсутствие согласованной федеральной, региональной и муниципальной программы приватизации объектов собственности.
• цель — создание социально ориентированной экономики — достигнута не была.
• отсутствие эффективной системы внешнего государственного контроля. Счетная палата РФ была создана только в 1995 г., когда этап массовой приватизации был завершен. Нормы закона о привлечении органа государственного контроля к предприватизационной оценке активов не выполнялись [3].

В заключение необходимо отметить, что принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» сыграло положительную роль. Он закреплял понятие приватизации, объекты, субъекты приватизации, увеличивал способы приватизации государственного и муниципального имущества (до семи). Однако полную реализацию данный Федеральный закон не получил. Прежде всего он не смог повлиять на оценку ранее совершенных сделок по приватизации государственного и муниципального имущества.


Список литературы

  1. Богатырев М.А. Приватизация как гражданско-правовой институт // Право и экономика. — 2006. — №10. — С.23-25
  2. Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права. — 2006. — № 9. — С. 97 — 105
  3. Ревина С.Н. Проблемы правового регулирования отношений собственности и приватизация // Право и политика. — 2005. — №5. — С.34-37
  4. Степашин С.В. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 г. // С.В. Степашин. — М.: Юрайт, 2005. — С.12
  5. Абаев М.Т. Понятие приватизации по действующему российскому законодательству // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lawnow.ru/articles/law/206-2008-10-19-17-00-15/ (дата обращения: 03.06.16).