УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№39,

Юридические науки

Камалова Марина Александровна


Научный руководитель: Садовская О.В., зав. кафедрой Государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ; УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; КОАП РФ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ENVIRONMENT; ENVIRONMENTAL OFFENSE; LAW ENFORCEMENT OFFICER; IMPROVEMENT; ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения в РФ. Анализируются основные проблемы реализации административной ответственности в экологической сфере.

Текущий период развития человека в частности и общества в целом характеризуется повышенным вниманием к проблеме состояния окружающей среды, как необходимом аспекте нормальной жизнедеятельности любого живого существа на земле. Общеизвестно, что в первую очередь именно человек отходами своей жизнедеятельности загрязняет окружающую среду, делая ее невозможной для дальнейшего проживания. Чтобы минимизировать указанные негативные тенденции государство в лице избранной народом власти устанавливает определенные требования и нормативы, предусматривая различного рода ответственность за их нарушения.

Так, в настоящее время действующим административным законодательством Российской Федерации предусмотрен перечень видов ответственности за совершение правонарушений в сфере охрану окружающей среды, а именно – за противоправное посягательство:

— предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) [1];
— административный штраф (3.5 КоАП РФ);
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.7 КоАП РФ);
— административное приостановление деятельности, которая наносит ущерб окружающей среде (3.12 КоАП РФ).

При этом нынешняя практика столкнулась с определенными трудностями, которые заключаются в проблемах реализации мер административного наказания за совершение указанного рода правонарушений.

В настоящее время выделяют следующие проблемы:

1. Разграничение административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений либо преступлений в сфере посягательств на окружающую среду. Указанная проблема характеризуется определенным дублированием норм, за нарушение которых устанавливается административная либо уголовная ответственность (например, порча земли (ст. 254 УК РФ, ст. 8.6. КоАП РФ) нарушение при заготовке древесины (ст.260 и 261 УК РФ, ст.8.25 КоАП РФ, нарушение использования недр (ст. 255 УК РФ, ст.8.10 КоАП РФ) [1]).

В нынешнее время указанная проблема решается только углубленным анализом состава конкретного деяния с целью определения его специфики, что позволит отнести его к сфере административного либо уголовного законодательства.

При этом видится обоснованной позиция Боришполя А.В., который утверждает, что «пограничная черта» между административной и уголовной ответственностью за совершения экологических правонарушений очень тонкая [4].

С учетом изложенного, в настоящее время есть острая необходимость в разработке и внедрении в правоприменительную практику конкретных принципов разграничения административной и уголовной ответственности за совершение указанного рода правонарушений и преступлений, которые закрепить на законодательством уровне.

2. Недостатки деятельности должностных лиц, которые непосредственно уполномочены выявлять, пресекать, предупреждать и рассматривать сообщения об административных правонарушениях либо уголовных преступлениях указанного вида (судьи, комиссия по делам несовершеннолетних и др.).

Существенной проблемой работы указанных органов является слабое выявление латентных правонарушений и преступлений в указанной сфере, что не позволяет в полной мере реализовать принцип неотвратимости наказания за совершенное деяние. Указанный недостаток связан со слабой теоретической подготовкой должностных лиц уполномоченных органов, чрезмерной служебной загруженностью и коррупционной составляющей, заключающееся в не привлечении к ответственности за совершенное деяние за материальное либо иное вознаграждение.

Правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды – сложная и трудоёмкая категория, для понимания которой необходимы определённые знания [2].

Одним из вариантов решения вышеописанной проблемы является широкое внедрение в образовательные программы высших учебных заведений по юридической специальности курсов по преподаванию аспектов предупреждения, выявления, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений в сферах, которые имеют специфический характер совершения и сферы деятельности, в частности – в сфере охраны окружающей среды.

При этом, не следует забывать и о пробелах в действующем законодательстве, которые несомненно «сковывают руки» правоприменителям при реализации норм на практике.

В настоящее время основной трудностью является общность формулировок диспозиций конкретных статей правонарушений в экологической сфере, которые зачастую являются отсылочными, что усложняет их трактовку и восприятие.

Отсутствие конкретики и системности приводит к упущениям при юридической оценке действий конкретного лица по факту совершенного им правонарушения, что может привести к невозможности его привлечения к предусмотренной законом ответственности.

С учетом изложенного, можно прийти к выводу о существенных недостатках, имеющихся в правовом регулировании вопроса привлечения лица а административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды.

Практическая необходимость его совершенствования и приведения к единообразию обусловлена задачами, закреплёнными в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. В соответствии с данным указом одним из приоритетных направлений в области государственной политики по вопросу экологического развития является совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности [3].

Подводя итог, следует отметить, что необходимость устранения пробелов в законодательстве, касающихся административной ответственности за экологические правонарушения, а также повышение профессионального уровня должностных лиц, в компетенцию которых входит предупреждение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений в указанной сфере, остро стоит на повестке дня, и быстрота решения указанной в статье проблематики позволит надлежащим образом реагировать на совершенные противоправные деяния, что в дальнейшей перспективе приведет к повышенному уровню защиты окружающее среды от посягательств.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) http://www.consultant.ru/popular/koap/#info © КонсультантПлюс.
  2. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят 10 янв. 2002 г. №7-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ: [принят 30 апр. 2012 г.] // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Боришполь, А.В. Разграничение административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения / Молодежный научный форум: общественные и экономические науки/ XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки». – Россия. – 2017. – № 1 .
  5. Сайфулина, Г. Ш. Административная ответственность за экологические правонарушения: к определению дефиниций / Г. Ш. Сайфулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 247-249.