УДК 347.73

КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ

№39,

Экономические науки

Сергеева Анастасия Леонидовна


Научный руководитель: Логинова Н.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности ПГТУ.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ; ГОЗ; ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД; ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ; STATE DEFENSE ORDER; SDO; PROCUREMENT FOR STATE NEEDS; FINANCIAL CONTROL.


Аннотация: В статье рассматривается вопросы осуществления контроля по реализации государственного оборонного заказа, раскрыты особенности ценообразования и организации закупочного процесса в системе гособоронзаказа.

Правоотношения, складывающиеся в рамках формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа, является частью системы закупок для государственных нужд, при этом в большей мере отягощены публично-правовым элементами, что выражается в применении специальных методов государственного регулирования в сфере государственного оборонного; государственное регулирование цен на продукцию; соблюдение антимонопольных требований; казначейское и банковское сопровождение.

Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ.

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с государственной тайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на электронной площадке АСТ ГОЗ.

Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Государственный оборонный заказ включает в себя не только закупки, необходимые для удовлетворения нужд армии, но и закупки услуг по уборке, охране, работ по ремонту, а так же закупки малого объема, при этом закупки в системе гособоронзаказа направлены на достижение экономии бюджетных средств путем с использованием различных конкурентных способов закупки.

Ценообразование является одной из острых проблем в государственном оборонном заказе, а также обеспечения эффективной производственной кооперации поставок продукции, при этом головной исполнитель обязан включать в цену контракта максимальный размер прибыли. А исполнители других уровней государственного оборонного заказа (ст. 6 и 10 275-ФЗ) не ограничены в определении цены поставляемого товара.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» закрытыми стали и закупки общехозяйственного назначения.

275-ФЗ устанавливает особый режим использования денежных средств: денежные средства для исполнения контракта в рамках ГОЗ зачисляются на специальный счет, отдельно по каждому договору. Для контроля банками расходования государственных средств в соответствии с действующим законодательством.

С целью повышения качества планирования и исполнения федерального бюджета, системы контроля в финансово-бюджетной сфере, развития контрактной системы в сфере закупок в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» создана государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет». Данная система позволила повысить качество финансового управления за счет формирования единого информационного пространства и использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении государственными и муниципальными финансами.

Благодаря системе «Электронный бюджет» стали возможными интеграция и автоматизация процессов, связанных с бюджетным планированием, управлением доходами, расходами и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, а также с финансовым контролем.

Государственный оборонный заказ налагает определенные ограничения на открытость закупок, дифференцирует допуск к информации о закупках разных субъектов, что предопределено вопросами национальной безопасности.

В связи с этим развитие информационной системы государственного оборонного заказа имеет определенные особенности. Следовательно ИАС ГОЗ должна обеспечивать ценовую аналитику продукции и ее составляющих на соответствие рыночным ценам, осуществлять регистрацию цен для единственных поставщиков, формирование прогнозных и начальных максимальных цен на продукцию. Таким образом, данная информационная система мотивирует на соблюдение финансовой дисциплины.

Решением коллегии Генеральной прокуратуры Российской федерации от 17.03.2020 «Об итогах работы органов прокуратуры и задачах сохранности правопорядка» прокурорам поручено осуществлять системную работу по надзору за исполнениям бюджетного законодательства, в том числе законодательство по ГОЗ.

Приказом Генерального Прокурора РФ от 14.01.2021 №6 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» работники прокуратуры совместно с уполномоченными органами финансового контроля уполномочены ставить на контроль вопросы исполнения законов при осуществлении закупок в рамка ГОЗ.

При осуществлении проверок в обязательном порядке выясняется законность и обоснованность закупок, анализируются схемы кооперации при выполнении государственных контрактов, устанавливаются неблагонадежные контрагенты.

Вопросы контроля при реализации государственного оборонного заказа носят комплексный характер, задачи контрольных мероприятий являются его существенными характеристиками и служат фундаментом для его реализации.


Список литературы

  1. Абдреев, Т. И. Принцип добросовестности в Российском праве: межотраслевой анализ / Т. И. Абдреев, Э. В. Краснов // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 7 (149).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О государственном оборонном заказе»: https://legalacts.ru (дата обращения: 13.09.2022).
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 25.02.2021).
  4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок : приказ Генерального Прокурора Российской Федерации от 14.01.2021 № 6 // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. – URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения: 13.09.2022).
  5. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции : указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://www. garant.ru (дата обращения: 13.09.2022).
  6. Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428(с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 13.09.2022).