УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В РФ

№39,

Юридические науки

Войтович Сергей Юрьевич


Ключевые слова: КОНТРОЛЬ; МЕХАНИЗМЫ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПРОБЛЕМЫ; ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ; ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ПАРЛАМЕНТ; CONTROL; MECHANISMS; EFFICIENCY; PROBLEMS; PARLIAMENTARY CONTROL; LEGAL REGULATION; LEGISLATIVE POWER; EXECUTIVE POWER; PARLIAMENT.


Аннотация: Одним из важнейших элементов системы национальной безопасности является парламентский контроль. Анализируются различные подходы к определению понятия и содержания парламентского контроля. Раскрываются проблемы и перспективы парламентского контроля в РФ.

Особенностью современного периода развития государственности является тенденция к глобализации, сближению и взаимной интеграции стран и правовых систем. В то же время следует отметить, что глобализация имеет и негативные черты. Мировое сообщество столкнулось с новыми серьезными вызовами и угрозами, наличие которых долгое время либо вообще игнорировалось, либо рассматривалось как нечто локальное, второстепенное и не оказывающее существенного влияния на состояние безопасности стран и народов. Речь идет о росте терроризма, экологических проблемах, нелегальной миграции и т.д. В таких условиях на первый план выходит порядок функционирования органов государственной власти; возникает необходимость преобразований и изменений, как в обществе, так и в структуре власти, в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Контроль является одной из основных составляющих управления, именно он обеспечивает так называемую обратную связь между первоначальными планами и достигнутыми результатами. Особое место в системе контроля занимает государственный контроль, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, соблюдения государственной дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества.

Самостоятельным обособленным институтом государственного контроля является парламентский контроль. Осуществление контрольной функции парламентом является одной из важнейших составляющих его деятельности.

В научной литературе можно встретить понятия парламентского контроля. Так, ученый-юрист Бурдуков М.Ю. отмечает, что парламентский контроль — это конституционно-правовая возможность и практика высшего законодательного представительного органа государственной власти, парламентариев, и образуемых структурных органов мониторинга и проверки законности осуществления полномочий органами исполнительной власти и их должностными лицами с целью последующей оценки их деятельности и возможного применения мер реагирования[2].

По мнению Алексеева Д.Б. парламентский контроль — это осуществляемый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти комплекс различных мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы органов государственной власти, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждение возможных последствий [3].

На наш взгляд наиболее ёмкое понятие парламентского контроля дает автор Савченко М.С., который под парламентским контролем понимает комплекс правовых мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по установлению соответствия Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации деятельности органов исполнительной власти по реализации законов [4].

В нормах регионального законодательства встречаются попытки формулирования дефиниции парламентского контроля или контрольных полномочий парламента, но в большинстве случаев в региональных законах закреплена лишь возможность парламентского контроля.

Парламентский контроль представляет собой один из видов государственного контроля. Парламентский контроль в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации (обеими его палатами), законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специальными органами, созданными непосредственно с целью осуществления такого контроля. Законодательные органы наделены контрольной функцией, целью осуществления которой является исполнение, в первую очередь органами исполнительной власти, федерального законодательства, а также законов субъектов Российской Федерации.

Парламентский контроль играет большую роль в регулировании системы сдержек и противовесов, поскольку позволяет законодательной власти осуществлять контрольные полномочия в отношении деятельности исполнительной власти, что обеспечивает баланс системы государственной власти как составного элемента принципа разделения властей.

При современном состоянии и тенденциях развития законодательства о парламентском контроле, необходимо создать эффективный на практике, а не только в теории, механизм контрольных функций парламента. Добиться этого можно путем внесения необходимых изменений в Конституцию Российской Федерации и в Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».

В Конституции Российской Федерации необходимо закрепить наиболее перспективный вид парламентского контроля, а в Федеральный закон, регулирующий указанный вид контроля необходимо внести изменения, касающиеся запрета на проведение расследования в отношении Президента РФ, уменьшения количества депутатов, необходимого для инициирования расследования, а также наделения палат возможностью преодоления отказа другой палаты в проведении парламентского расследования[2].

Все это в конечном итоге позволит укрепить в законодательстве контрольные функции парламента, а также увеличить их эффективность в системе сдержек и противовесов.

Особое место среди форм парламентского контроля занимает парламентское расследование, значимость которого определяется в рамках эффективности деятельности органов законодательной власти по его инициированию, качественному проведению и подведении итогов.

В качестве основной рекомендации по совершенствованию института парламентского контроля является передача права каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации инициировать, проводить и давать заключение о парламентском расследовании в независимости от мнения другой. Данная мера поспособствует реальному увеличению проведённых парламентских расследований ввиду снятия одного из главных ограничений на текущий момент [3].

Существенным недостатком законодательного акта является отсутствие чётко прописанной процедуры по принятию решения исходя из результатов расследования. Не учитывается вероятность появления противоречий между палатами Федерального Собрания; отсутствует возможность создания согласительной комиссии; не прописаны положения, которые необходимы для отражения в итоговом докладе.

Современное состояние регионального парламентского контроля характеризуется многообразием форм реализации контрольной деятельности законодательного (представительного) органа, а также разнообразием источников его регламентации (по сравнению с федеральными нормативно-правовыми актами).

Представляется, что закрепление института парламентского контроля во многих субъектах РФ объясняется, в первую очередь, отсутствием четкой правовой позиции федерального законодателя о целях, задачах и правовой природе парламентского контроля. В связи с этим возникает объективная необходимость целостного и доктринально обоснованного закрепления института парламентского контроля в субъектах Российской Федерации и необходимости принятия модельного федерального закона. Принятие подобного закона будет способствовать созданию эффективного правового механизма контрольной деятельности региональных парламентов (что повысит не только конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации) и совершенствованию системы государственного контроля в целом [6].

Исходя из и законов субъектов Российской Федерации основанием для проведения парламентского расследования может стать именно факт обнаружения коррупции.

Дополнить предметный перечень упомянутого ранее Федерального закона следующими основаниями для инициирования расследования: «нарушение Конституции Российской Федерации», «несоблюдение федеральных конституционных законов», «совершение или несовершение служащими действий, несоответствующие их должностному статусу».

Внести поправки в Федеральный закон, связанные с составлением итогового доклада парламентской комиссии и вынесением окончательного решения. Также следует рассмотреть возможность создания согласительной комиссии с целью устранения возможных противоречий.

Ввести определённые санкции, в том числе привлечение к уголовной ответственности, в случаях воспрепятствования лиц проведению парламентского расследования, непредставления необходимых материалов и информационных документов.

Расширить перечень полномочий и методов парламентских комиссий при проведении расследований выездными заседаниями, осуществлением запросов, заслушиванием докладов. Данная мера существенно повысит эффективность деятельности комиссий, позволит гораздо оперативнее получать необходимую информацию, взаимодействуя с другими органами государственной власти, контролировать проделанную работу внутри самой структуры. Так, органы законодательной власти страны имеют ограниченные контрольные полномочия для проведения парламентских расследований и осуществления парламентского контроля в целом, что оказывает существенное влияние на социально — политический образ страны. Место и роль парламентского контроля определяется в зависимости от его форм, а также целей и задач, поставленных в зависимости от выявленных обстоятельств, в иных случаях нарушений.

В целом институт парламентского контроля является общеправовым элементом, необходимым для любого государства, стремящегося к процветанию и развитию. Парламентский контроль Правительства Российской Федерации должен стать самостоятельным институтом государственного и общественного контроля, цель которого будет направлена на строгое и неукоснительное соблюдение норм права всеми субъектами российского законодательства. Фактически контрольные функции парламента закреплены в действующем законодательстве, поэтому основной задачей, которая стоит перед парламентом, является практическая реализация данных норм.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О парламентском контроле» от 07.05.2013 № 77-ФЗ (последняя редакция) от 14.03.2022 №77-ФЗ
  2. Бурдуков М.Ю. Современные проблемы парламентского контроля в российской федерации /М.Ю. Бурдуков // Уральский журнал правовых исследований. 2021. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-parlamentskogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.09.2022).
  3. Алексеев Д.Б. Актуальные проблемы парламентского государственного контроля // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-parlamentskogo-gosudarstvennogo-kontrolya (дата обращения: 06.09.2022).
  4. Савченко М.С. Парламентский контроль: понятие и назначение // Научный журнал КубГАУ. 2016. №116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentskiy-kontrol-ponyatie-i-naznachenie (дата обращения: 06.09.2022).
  5. Шинкарёва, Е. А. Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации / Е. А. Шинкарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). -С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41822/ (дата обращения: 06.09.2022)
  6. Алексеев Р. А. Современный российский парламент: оценка политической значимости по результатам индексного анализа // Вестник МГОУ /Р.А. Алексеев 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-parlament-otsenka-politicheskoy-znachimosti-po-rezultatam-indeksnogo-analiza (дата обращения: 06.09.2022).
  7. Parliaments and European Security Policy: Mapping the Parliamentary Field Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/27839/1/
  8. Karlas, J. (2011). Parliamentary control of EU affairs in Central and Eastern Europe: explaining the variation. Journal of European Public Policy, 18(2), 258-273.