УДК 34

ИЗМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

№39,

Юридические науки

Парусинова Наталья Сергеевна


Ключевые слова: КОРОНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ; COVID-19; САНКЦИИ; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС; ПРАВО; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; КОРОНАВИРУСНАЯ УГРОЗА; ЮРИДИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НЕОСТОРОЖНОСТЬ; CORONAVIRUS INFECTION; COVID-19; SANCTIONS; CRIMINAL PROCEDURE; LAW; NATIONAL SECURITY; LEGISLATION; CORONAVIRUS THREAT; LEGAL AND CRIMINAL LIABILITY; NEGLIGENCE.


Аннотация: В статье рассматриваются изменения Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с появлением новой коронавирусной инфекцией. Раскрываются условия, при которых наступает уголовная ответственность.

8 декабря 2019 года впервые была зафиксирована вспышка COVID-19 в городе Ухань (Китай). 30 января Всемирная организация здравоохранения объявила данную вспышку чрезвычайной ситуацией, а 11 марта данная вспышка была объявлена пандемией. Ведутся статистики заболевших и умерших по всему миру по сей день. Сложившиеся условия потребовали от государства принятия ряда мер по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции, в том числе и в части уголовно-правовой регламентации ответственности за общественно опасные посягательства на интересы граждан, общества и государства. Скорость распространения инфекции по всему миру, в том числе касающиеся криминогенных ее последствий привели к тому, что вся государственная система обеспечения безопасности оказалась вынуждена действовать в условиях новой реальности и бороться с вызовами, которые ранее специалисты не могли спрогнозировать, что привело к необходимости изменения имеющихся и созданию новых мер, в том числе и законодательным путем по обеспечению безопасности населения[5].

В целях борьбы с распространением COVID-19 Российской Федерацией был принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», который направлен на усиление мер ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением положений законодательства, а конкретнее правил, установленных уполномоченными должностными лицами в сфере эпидемиологического благополучия населения, а также за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей в том числе через сеть Интернет, направленных на разрушение сложившейся обстановки в обществе. Что касается ст. 236 УК РФ изменения коснулись диспозиции части первой.

Для определения масштабов заболевания или отравления суд вправе привлечь соответствующих специалистов, например, представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.» (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 г. вопрос 14). Изменения ст. 236 УК РФ коснулись также и части санкций[4].

Теперь уголовная ответственность наступает не только за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, но и за создание угрозы наступления таких последствий. Изменена ответственность в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, санкция за такое преступление теперь предусматривает штраф ( в размере от 1 млн до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет) и ограничение свободы (от 2 до 4 лет). А для таких видов наказаний как принудительные работы и лишение свободы установлены нижние пределы, и они будут назначаться на срок от 3 до 5 лет. Так как ранее за такое преступление предусматривались обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок[4].

Изменения коснулись также и ст. 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и 207.2 «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия» УК РФ. Общественная опасность рассматриваемых преступлений обусловлена значимостью охраняемых объектов. Объектом данных преступлений является отношения, обеспечивающие общественную безопасность, основные принципы и содержание которой установлены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности». Само понятие общественная безопасность изложено в утвержденной Президентом России 20 ноября 2013 г. Концепции общественной безопасности в Российской Федерации. В которой говорится о том, что «под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Объективная сторона данных преступлений выражается в публичном распространении заведомо ложной информации под видом достоверных сведений с обязательным условием, что эти сведения содержат информацию об обстоятельствах, представляющую угрозу жизни и безопасности граждан.

Согласно примечанию к ст. 207.1 УК РФ обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшее в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Но в связи с появлением новой коронавирусной инфекцией к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, относятся и обстоятельства распространения информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поскольку ее распространение может повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение нормальный условий жизнедеятельности населения. А в век современных технологий, основным местом откуда мы получаем информацию является интернет, различные социальные сети. В которых мы делимся информацией с другими пользователями, достаточно просто нажать кнопку «поделиться» и привлекшую ваше внимание информацию увидят другие лица. Таким образом вы совершаете публичное распространение [9].

Одним из самых главных условий, является то, что сведения должны распространяться, как правдоподобные. Способов придания ложной информации вида достоверной может быть множество, например, ссылка на компетентные источники, использование поддельных документов, записей.

Рассматриваемые преступления признается оконченным с момента публичного распространения информации. К сожалению, в научных исследованиях отмечается, что конкретного толкования понятия публичных действий нет ни в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, ни в доктрине [2].

Кандидат юридических наук Д.А. Бажин указывает, что существует четыре подхода к решению данной проблемы, которые обладают достоинствами и недостатками. Под публичностью можно понимать обращение:

1) к двум и более лицам;
2) Многим лицам, воспринимаемое в момент его высказывания не только теми, кому субъект преступления его адресовал, но и другими лицами;
3) Широкому кругу лиц, под которым подразумевается большой, но поддающийся определению по численности круг лиц. При этом нижняя граница численности законодателем не указана, но отлична от двух;
4) Неопределенному кругу лиц. Имеется в виду, что аудитория столь велика, что ее численность субъектом преступления не осознается и не конкретизируется» [9].

Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №2, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020г., разъясняет, что «распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ, следует признавать публичным, если такая информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. Вопрос о наличии признака публичности распространения информации должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств. Публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться с использованием для этого средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatcApp, Viber, и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.».

Субъективная сторона преступления состоит в прямом умысле. Данные преступления не могут совершаться по неосторожности (если лицо, пересылающее фейки не осознавало, что неумышленно распространяет под видом достоверной информации ложную, угрожающую общественной безопасности). Верховный суд РФ по данному поводу разъясняет, что «Размещение лицом в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на странице других пользователей материала, содержащего ложную информацию (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом ( в том числе так называемый репост), может быть квалифицировано по статье 207.1 или 207.2 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо действовало с прямым умыслом, сознавало, что размещенная им под видом достоверной информации является ложной, и имело цель довести эту информацию до сведения других лиц».

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 207.2 УК РФ[2]., составляет публичное распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Квалифицирующими признаками данного преступления являются: публичное распространение информации, которая должна быть заведомо ложной, а также ей необходимо придать достоверный вид[9].

Первым отличительным признаком между этими статьями, является информация, которая распространяется. Информация должна быть всего лишь, общественно значимой. Согласно определению, общественно значимая информация-это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании общественных процессов. Необходимым условием, так же является наступление определённых последствий. В части ст. 207-2 УК РФ, необходимо наступления таких последствий, как причинение по неосторожности вреда здоровью человека. Во второй части указанной статьи причинения по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий.

Квалификация деяния по ст. 207.2 УК РФ возможна только при наличии прямой причинной связи между распространением информации и наступившими последствиями.

Субъектом данного преступления является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется двумя формами вины, умыслом по отношению к совершенному общественно опасному деянию-распространение ложной информации и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.

Квалификационным составом данного преступления согласно ч.2 ст. 207.2 УК РФ являются то же деяние, что изложено в диспозиции ч.1 статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать нарушение работы организации, предприятия, связанные с длительным прекращением работы и т.д.

Выводы. Как итог, можно сделать вывод, что с момента начала пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации уголовно-правовое законодательство направлено на противодействие нарушениям санитарно-эпидемиологических правил, влекущим угрозу массового заболевания людей, а также поддержания привычного порядка, путем предотвращения распространения ложной общественно значимой информации, способной вызвать массовую панику среди населения.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (в редакции от 3 апреля 2020г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
  3. Российское уголовное право. Общая и Особенная части. Т. 3. Особенная часть / под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Юрлитинформ, 2014. – 233 с.
  4. Уголовное право. Т. 2. Особенная часть / отв. ред. А.В. Наумов, А.Г. Кибальник. 5-е изд. М.: Юрайт, 2017. С. 233, 234
  5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. 8-е изд. / под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2014. С. 535, 536.
  6. Марцев А.И. Общественная вредность и общественная опасность преступления// Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2018. №4 (237). С. 148-155.
  7. Бимбинов А.А, Уголовная ответственность за распространение коронавируса // Уголовный процесс. 2020. №5. С. 52-61.
  8. Соловьев В.С. Уголовно-правовая оценка распространения информации на страницах в социальных сетях // Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности (IV Саратовские уголовно-правовые чтения): сб. Ст. По материалам IV Всерос. Науч.-практ. Конф / под общ. Ред. Н.А. Лопаченко. Саратов, 2019. С.334-337.
  9. Бажин Д.А. К вопросу о понимании публичности в уголовном праве // Рос. юрид. журн. 2019. №2. С. 162-168