УДК 34

МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

№39,

Юридические науки

Парусинова Наталья Сергеевна


Ключевые слова: КОРОНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС; ПРАВО; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; КОРОНАВИРУСНАЯ УГРОЗА; ЮРИДИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; CORONAVIRUS INFECTION, CRIMINAL PROCEDURE; LAW; NATIONAL SECURITY; LEGISLATION; CORONAVIRUS THREAT; LEGAL AND CRIMINAL LIABILITY.


Аннотация: В статье рассматриваются уголовно-правовые меры распространения короновирусной противовирусной инфекции в Российской Федерации. В статье раскрывается влияние пандемии COVID-19 на неожиданные проявления, влияющие на все сферы деятельности общества, включая уголовно-процессуальные отношения. В сложившихся условиях наиболее актуальными являются научно-обоснованные разработки, направленные на усовершенствование уголовно-процессуального законодательства и судебно-следственной практики.

Пандемия – это быстрое распространение нового опасного заболевания в мировых масштабах, которое несет угрозу жизни и здоровью населения. Отличается пандемия от сезонного гриппа, попадающего под категорию эпидемии, степенью тяжести последствий и скоростью распространения.

Вирусы занимают особое место среди возбудителей опасных инфекций. Известно, что вызываемые ими заболевания могут распространяться в глобальных масштабах, приобретая характер смертельно опасных угроз человечеству.

Органы внутренних дел играют особую роль в предупреждении преступлений и правонарушений. Традиционно под предупреждением правонарушений понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения в будущем [2].

Профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:

1) правовое просвещение и правовое информирование;
2) профилактическая беседа;
3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
4) профилактический учет;
5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
6) профилактический надзор;
7) социальная адаптация;
8) ресоциализация;
9) социальная реабилитация;
10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Различные службы и подразделения вносят посильный и достаточно существенный вклад в эту деятельность.

Так, например, сотрудники полиции в рамках профилактических мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции проводят беседы в округах, на подведомственных территориях, направленные на информирование граждан о необходимости выполнения профилактических мер и самоизоляции.

Правонарушения, возникающие в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции обладают различной степенью общественной опасности.

Частью 1 ст. 236 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которые повлекли за собой последствия в виде массового заболевания, отравления людей, создание угрозы наступления таких последствий. При этом деяния совершается при неосторожной форме вины. Часть 2 ст. 236 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение указанных правил в случае наступления смерти человека по неосторожности. В свою очередь, часть 3 ст. 236 УК РФ применяется, если нарушение санитарно-эпидемиологических правил привело к смерти двух или более лиц по неосторожности.

Уголовной ответственности в соответствие со ст. 236 УК РФ подлежат исключительно физические лица. При этом речь идет как об общих, так и о специальных субъектах (должностные лица).

Первые должны достигнуть 16-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК) и быть вменяемыми (ч. 1 ст. 21 УК РФ). К их числу могут быть отнесены как заболевшие лица, которые явились источником распространения инфекции, а также субъекты, не выполнившие, возложенные на них требования в силу занимаемой должности или обусловленные профессиональной деятельностью (специальный субъект). В ряде случаев их деяния подлежат дополнительной квалификации по ст. ст. 285, 286 УК РФ, так как имеет место посягательство на установленный порядок прохождения соответствующего вида государственной (муниципальной) службы.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ характеризуется неосторожной формой вины (ст. 26 УК РФ).

Дополнение уголовного закона ст. ст. 207.1 и 207.2 УК РФ обусловлено необходимостью защиты общественного порядка и общественной безопасности в условиях пандемии новой короновирусной инфекции.

Вместе с тем указанные новеллы не ограничены необходимостью противодействия указанной угрозе в сфере национальной безопасности. Наша позиция основывается на анализе примечания к ст. 207.1 УК РФ, где указано, что к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, законодатель отнес «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий». В этой связи можно констатировать, что пандемия новой короновирусной инфекции явилась своеобразным катализатором, запустившим необходимость усиления охраны общественного порядка и общественной безопасности посредством юридической ответственности.

Обращает на себя внимание, что конструкция ст. 207.1 УК РФ носит формальный характер и не требует наступления конкретных противоправных последствий, то есть состав считается оконченным с момента совершения противоправного деяния с публичным распространением заведомо ложной информации под видом достоверных сообщений «об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств». Полагаем, что закрепление конкретных противоправных последствий позволит наполнить данную норму более качественным содержанием.

Вышеизложенное позволяет сформулировать ряд выводов.

1. Высокая динамика угроз национальной безопасности требует поиска и закрепления действенного механизма ее обеспечения. В данном механизме существенную роль играет потенциал юридической ответственности, прежде всего, таких ее публично-правовых видов как административной и уголовной ответственности.

2. Оперативное реагирование законодателя на угрозу национальной безопасности в виде новой короновирусной инфекции посредством реформирования институтов административной и уголовной ответственности породило определенные коллизии. Они не были преодолены посредством правовых позиций Верховного Суда РФ и требуют дополнительного законодательного внимания.

3. Признавая роль и значение административной и уголовной ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности следует исходить из того, что они являются средствами постпротивоправного государственного реагирования. В этой связи необходимо активизировать применение мер предупреждения и пресечения угроз национальной безопасности, в том числе и в связи с пандемией новой короновирусной инфекции.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
  2. Глебова Д,А. Влияние пандемии Covid-2019 на разумные сроки уголовного судопроизводства // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-2019-na-razumnye-sroki-ugolovnogo-sudoproizvodstva (дата обращения: 12.09.2022).
  3. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко — М.: Статут, 2019. 1278 с.
  4. Боровских Р.Н. Новеллы уголовного законодательства в свете противодействия распространению коронавирусной инфекции на территории РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novelly-ugolovnogo-zakonodatelstva-v-svete-protivodeystviya-rasprostraneniyu-koronavirusnoy-infektsii-na-territorii-rf (дата обращения: 12.09.2022).
  5. Хачак Б.Н. Правовое обеспечение эпидемиологической безопасности в россии в период пандемии COVID-19 // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-epidemiologicheskoy-bezopasnosti-v-rossii-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 12.09.2022).
  6. Брико Н.И. / Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации./ Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2020.-Т. 19. № 2. С. 4-12.
  7. Никифоров В.В., Меры противодействия заносу и распространению коронавирусной инфекции covid-19 в медицинских организациях // Медицина экстремальных ситуаций. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-protivodeystviya-zanosu-i-rasprostraneniyu-koronavirusnoy-infektsii-covid-19-v-meditsinskih-organizatsiyah (дата обращения: 12.09.2022).
  8. Липинский Д.А. Юридическая ответственность в механизме противодействия современным угрозам национальной безопасности: новой коронавирусной инфекции // NB: Административное право и практика администрирования. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-otvetstvennost-v-mehanizme-protivodeystviya-sovremennym-ugrozam-natsionalnoy-bezopasnosti-novoy-koronavirusnoy (дата обращения: 12.09.2022).
  9. Зайцев О.А. Реализация уголовно-процессуальных отношений в условиях пандемии COVID-19 // Вестник экономической безопасности. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-ugolovno-protsessualnyh-otnosheniy-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 12.09.2022).
  10. Сарычев А.В. Правовые аспекты предупреждения распространения коронавирусной инфекции в российской федерации: новеллы законодательства и их особенности /А.В.Сарычев // Legal Concept. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-preduprezhdeniya-rasprostraneniya-koronavirusnoy-infektsii-v-rossiyskoy-federatsii-novelly-zakonodatelstva-i-ih (дата обращения: 12.09.2022).