УДК 342.9

ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В КАС РФ

№39,

Юридические науки

Помозова Антонина Сергеевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО; ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КАС РФ; ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ; ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ; ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS; AMENDMENTS TO THE CAS OF THE RUSSIAN FEDERATION; BASIC CONCEPTS; TERMINOLOGICAL APPARATUS.


Аннотация: Статья посвящена вопросу законодательного закрепления терминов административного судопроизводства в КАС РФ. Актуальность обусловлена сложностью толкования и использования отдельных дефиниций в области административного судопроизводства. Автором обосновывается вывод о том, что КАС РФ следует дополнить статьей, которая будет закреплять основные понятия, используемые в административном судопроизводстве, в частности предлагается дать определение самому термину «административное судопроизводство».

Сложности толкования и использования отдельных дефиниций в области административного судопроизводства способны негативно влиять не только на дальнейшее развитие правового регулирования указанной сферы, но и в большей степени на практические аспекты применения процессуальных норм.

Отсутствие в кодифицированном акте легальной дефиниции термина «административное судопроизводство», на наш взгляд, является одним из значительных недостатков регламентирующих административное судопроизводство норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [1]. Указанный пробел является следствием смешения смежных для административного судопроизводства юридических категорий в правоприменительной деятельности. В частности, имеются в виду такие термины, как «административный процесс», «административная юрисдикция», «административная юстиция». При этом стоит констатировать, что смысловое содержание данных правовых явлений не совпадает со значением термина «административное судопроизводство».

Необходимость его введения обуславливают не только теоретические положения, но также и сложности, возникающие на практике при отграничении административных дел от иных. Если понятие будет содержаться в КАС РФ, то критерий для отграничения становится явным и в таком случае у судов возникнет меньше вопросов при определении подведомственности административных дел. При этом определение характера дел, которые разрешаются в ходе административного судопроизводства, является актуальным вопросом при рассмотрении проблем реформирования административного судопроизводства.

Для административного судопроизводства характерно отнесение к его ведению административно-правовых споров, которые связаны с защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также споры, имеющие государственно-правовой характер (например, о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), т.е. споры, содержащие публично-правовой элемент. Ведь, «правильно определить надлежащую процедуру рассмотрения заявляемого спора должны не только лица, обращающиеся за судебной защитой, чтобы получить доступ к суду, но и суд при решении вопроса о принятии поданных заявлений, чтобы применительно к действующим нормативным установлениям обеспечить возможность таким лицам доступа к правосудию» [2].

Полагаем также, что необходимым является раскрытие в нормах КАС РФ и других важных для административного судопроизводства терминов. Таких юридических категорий, как «административные правоотношения», «иные публичные правоотношения», «меры предварительной защиты по административному иску» и т.д.

В отечественной доктрине высказывают предложение решения данной проблемы путем принятия отдельного нормативно-правового акта (федерального закона, посвященного административному судопроизводству), в котором бы были закреплены дефиниции всех административно-процессуальных терминов [3, с. 33, 4].

С данной точкой зрения согласиться не можем, поскольку, на наш взгляд, это существенным образом усложнит практику применения норм административно-процессуального законодательства.

Представляется, что решить указанную проблему с терминологическим аппаратом можно по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [5]. В частности, в этом кодифицированном акте уголовно-процессуального законодательства все важные для уголовного судопроизводства термины раскрываются в отдельной статье УПК РФ — ст. 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе».

Таким образом, полагаем необходимым дополнить КАС РФ статьей 2.1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе», в которой закрепить законодательную дефиницию административно-процессуальных понятий. При этом, в п. 1 данной нормы можно закрепить понятие «административного судопроизводства» как деятельности компетентных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном настоящим Кодексом.


Список литературы

  1. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
  2. Чечот Д.М. Административная юстиция (теоретические проблемы) // Д.М. Чечот. – Л. : Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. – 156 с.
  3. Канунникова Н. Г. Актуальные проблемы совершенствования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2019. — № 9. — С. 32–34.
  4. Панова И.В. Административная юстици в России. Поиск определения, история вопроса / И.В. Панова // Вестник ВАС. – 209. — № 3. – С. 44-47.
  5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.