ПРИНЦИП ДЕМЕНИ ИЛИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ДЕТЕЙ: ПОЗИЦИЯ ПРОТИВ. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ ДАННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

№7,

Юридические науки

Диденко Кристина Евгеньевна

Чаптыков Никита Сергеевич


Ключевые слова: ПРИНЦИП ДЕМЕНИ; ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ДЕТСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРАВОВЕДЕНИЕ; ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА; ПОЛИТОЛОГИЯ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ; PRINCIPLE OF DEMENY; SUFFRAGE; CHILDREN’S SUFFRAGE; JURISPRUDENCE; THEORY OF STATE AND LAW; POLITICAL SCIENCE; LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE REPUBLIC OF KHAKASSIA.


Аннотация: Статья посвящена идее детского избирательного права и вопросу о том, существует ли реализация этого права в Российской Федерации, а также в частном порядке на примере разбирается законодательство Республики Хакасия. Рассмотрев вкратце историю возникновения данного принципа в разных странах, авторы останавливаются на невозможности существования данного права в Российской Федерации и Республике Хакасия в настоящее время.

«Родители или лица с детьми получат больше голосов на выборах, чем лица с совершеннолетними детьми, а также лица без детей.» М. Вебер.

Принцип Демени — это абсолютное зло для избирательной системы в целом. Оно, конечно, приведет к повышению количества избирателей, но не к качеству самого голосования, а также позволит некоторым гражданам злоупотреблять данным правом.

Принцип Демени, а именно принцип детского избирательного права — заключается в предоставлении детям избирательного права, при этом реализация самого права осуществляется родителями или опекунами. Принцип получил свое название в честь демографа Пола Демени, который описал данную идею в 1986 г. Демени настаивает на том, что дети не должны быть лишены права избирать, а задача родителей состоит в том, чтобы удовлетворять это право вплоть до совершеннолетия их детей.

Однако, как таковая, идея детского избирательного права, значительно старше заявлений Пола Демени. Она была достаточно популярна во Франции в 1920-е гг., а соответствующий законопроект даже выносился на обсуждение в Национальном собрании. В мировом масштабе наиболее активно детское избирательное право начало обсуждаться в конце XX в.

В России эту идею выдвинул социолог Лев Семашко в 2000 г.

В 2003 году Германия попыталась применить «принцип Демени», однако подобный законопроект не получил должной поддержки, в первую очередь у представителей законодательной ветви власти.

Венгрия также сделала шаги по внедрению «принципа Демени» в свою систему и, как оказалось, пошла дальше многих государств. Законопроект был поддержан правящей партией Фидес, однако к апрелю 2011 года стало ясно, что по крайней мере в ближайшее время, «принцип Демени» в практику не войдет и проект был отложен на неопределенный срок. В итоге Венгрия оказалась первой и единственной страной мира, в которой были сделаны реальные шаги для внедрения и реализация детского избирательного права. Так, согласно проекту конституции, составленной правящей партией Венгрии, венгерские матери с несовершеннолетними детьми получали по одному голосу на выборах за каждого малолетнего ребенка, в дополнение к своему.

Несмотря на то, что внедрение детского избирательного права, на первый взгляд, несет массу преимуществ, следует отметить и отрицательные моменты данной концепции, которые, к сожалению, могут оказаться фатальными.

1. Основная масса людей видят в «принципе Демени» просто увеличение количества голосов у родителей, которые по умолчанию должны на выборах выражать интересы своих детей. Однако на практике, очевидно, такая «добросовестность» родителей не всегда будет иметь место, ведь собственное мнение о государстве у ребенка может сформироваться значительно раньше совершеннолетия и при этом не совпадать родительским.

2. Идея детского избирательного права, в таком виде, в котором она существует в настоящее время, нарушает фундаментальную основу самой демократии – принцип всеобщего, равного избирательного права.

3. Ввиду того, что явка на выборы не является обязательной, не все дети смогут реализовать свое право, даже если их политические взгляды схожи с родительскими, по той причине, что родители в силу тех или иных обстоятельств не явятся на выборы.

4. Также возникает вопрос, как быть с тысячами детей, которые находятся в детских домах? Это ведь такие же полноценные граждане, которые окажутся просто не услышанными. Кто будет голосовать за них? Правильно, никто.

И, наконец, не понятно, в том случае если семья полноценная, то кто должен распоряжаться этим правом? Отец или мать? Этот пункт в любом случае нарушает равенство мужчины и женщины.

Законодательство Российской Федерации гласит, что избирательным правом обладают граждане, которые на момент голосования достигли восемнадцатилетнего возраста, а, следовательно, детское избирательное право в нашей стране отсутствует. Что же касается Республики Хакасия, то в ней в соответствии с Законом Республики Хакасия «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» избирательным правом обладает «Гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Хакасия, достигший на момент голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего избирательного округа…» [2]

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что, в Российской Федерации и Республике Хакасия в частности, избирательное право для детей, отсутствует на законодательном уровне, что само собой делает дискуссии на этот счет если не бессмысленными, то, по крайней мере, на данный момент, безрезультатными.

Таким образом, несмотря на кажущееся благородство идеи детского избирательного права, она на деле оказывается лишь утопией, недоработанной, недоразвитой концепцией, которая поставит под удар не только устоявшиеся политические принципы, но и всеобщие принципы гуманизма, равенства и свободы, которые таким трудом достались современному обществу.


Список литературы

  1. Федеральный закон 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/
  2. Закон Республики Хакасия от 09.06.2012 N 50-ЗРХ (с изменениями на: 12.12.2016) «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» // режим доступа: http://pandia.ru/text/77/358/79666.php
  3. Гришин, Н.В., Мармилова, Е.П. Избирательные права детей: идея и перспективы реализации // Н.В. Гришин, Е.П. Мармилова, Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2013. — №4. — С.75-80
  4. Семашко, Л. М., Дэвид, М. Р. Избирательное право детей — ключ к решению проблем детства. Л.М. Семашко, М.Р. Девид СПб: Издательство СПбГПУ, 2004 — 77 с.