УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№38,

Педагогические науки

Залялиева Миляуша Азатовна


Научный руководитель: Галич Т.Н.,доцент, к.п.н. (доцент).


Ключевые слова: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОТРУДНИЧЕСТВО; LABOR EDUCATION; PROJECT ACTIVITY; COOPERATION.


Аннотация: В статье раскрыта проблема формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности, которая не является новой для современного общества. Автор подчеркивает, что положительное отношение к труду имеет в качестве основной своей задачи направленность на развитие личности.

Под трудом понимается целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Труд занимает существенное место в реализации педагогической деятельности, об этом свидетельствуют работы таких авторов как А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов, В.И. Тютюкин, Д.Б. Эльконин.

Эффективным средством, содействующим решению  трудовой  задачи,  является проектная деятельность. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем  того  мира,  который  его  окружает.  Поэтому  проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.  Учеными  доказано,  что   проектная деятельность  направлена  на активное  и личностно-значимое  познание  культурно-исторического  наследия  в логике расширяющихся границ освоения ребенком различных видов деятельности. Научно-теоретические основой использования проектных технологий в дошкольном образовании  являются  работы Е.  Н.  Беловой[1],  Н.  Е  Вераксы [2],    Е.  С. Евдокимовой [3],  Л. С. Кисевой [7], М. Б. Чуриловой [8].

По словам Л.В. Свирской, «…под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» [6].

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или создавать её; стараться пробудить к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными [4].

Нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка это игра, а это значит, что труд тесно связан с игрой. Это очень легко заметить в повседневной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную задачу, часто ребенок переключается на игру. А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения [5].

В области дошкольного образования проект это специально организованный педагогом и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации,  завершающихся  созданием творческого продукта. Проектная  деятельность в  воспитательно-образовательном  процессе современного  детского  сада  осуществляется  как  сотрудничество,  в  котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги, а также родители) [9].

Нами был проведён эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад №170» Ново-Савиновского района г. Казани.

Таблица №1

Сравнительный анализ результатов исследования на  контрольном этапе эксперимента  в контрольной и экспериментальной группе  по методике С.В. Бабенко «Диагностика трудовой деятельности»

Уровень Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
ЭГ Кол-во детей в % КГ Кол-во детей в % ЭГ Кол-во детей в % КГ Кол-во детей в %
Низкий 6 30% 4 20% 3 15% 2 10%
Средний 8 40% 6 30% 10 50% 5 25%
Высокий 6 30% 10 50% 7 35% 13 65%

Для наглядности полученных результатов в таблице №1 представим её в виде рисунка 1.

Рис. 1 Сравнительный анализ результатов исследования на  контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе  по методике С.В. Бабенко «Диагностика трудовой деятельности».

Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по формированию положительного отношения к труду, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 3 детей (15%), на среднем уровне 10 детей (50 %) и на высоком уровне находятся 7 детей (35 %).

В контрольной группе на низком уровне 2 ребёнка (10%), 5 детей (25%) на среднем уровне и 13 детей (65%) на высоком уровне.

Многие дети, которые раньше имели низкий уровень данного показателя, теперь имеют средний или высокий уровень. Например, Денис начал доводить начатое дело до конца, а не отвлекаться на всякие раздражители; Шарифа теперь без напоминании идёт мыть руки каждый раз после прогулки и туалета.

Таблица №2

Сравнительный анализ результатов исследования на  контрольном этапе эксперимента  в контрольной и экспериментальной группе по методике Г. А. Урунтаевой «Опрос детей «Изучение трудовой деятельности ребёнка в семье»

Уровень Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
ЭГ Кол-во детей в % КГ Кол-во детей в % ЭГ Кол-во детей в % КГ Кол-во детей в %
Низкий 4 20% 2 10% 2 15%
Средний 8 40% 8 40% 9 50% 7 35%
Высокий 8 40% 10 50% 9 35% 13 65%

Для наглядности полученных результатов в таблице №2 представим её в виде рисунка 2.

Рис. 2 Сравнительный анализ результатов исследования на  контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе  по методике Г. А. Урунтаевой «Опрос детей «Изучение трудовой деятельности ребёнка в семье»

Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по формированию положительного отношения к труду, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 2 ребёнка (10%), на среднем уровне 9 детей (45%) и на высоком уровне находятся 9 детей (45%).

В контрольной группе на низком уровне никого не оказалось (0%), 7 детей (35%) на среднем уровне и 13 детей (65%) на высоком уровне.

С помощью диагностики по методике Г. А. Урунтаевой «Опрос детей «Изучение трудовой деятельности ребёнка в семье» уровень детей повысился с низкого на более высокий. К примеру, Оскар начал проявлять интерес к труду, с удовольствием рассказывает, как он помогает маме вытирать пыль; Ильяс теперь выполняет работу по дому без капризов, старается обойтись без помощи родителей.

35% детей экспериментальной группы поднялись на высокий уровень сформированности положительного отношения к труду. Дети контрольной группы за время опытно-экспериментальной работы показали незначительную динамику развития: всего 2 ребёнка поднялись с низкого уровня на уровень выше.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась: если использовать проектную деятельность, формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным.

Важно понимать, что трудовое воспитание имеет в качестве основной своей задачи направленность на развитие личности. Здесь труд ориентирован прежде всего на развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников, а также на его воспитание. Трудовое воспитание прежде всего направлено на снятие эмоционального напряжения, мотивацию дошкольника к овладению учебным процессом, построению хороших взаимоотношений в коллективе сверстников и с другими сотрудниками детского сада.


Список литературы

  1. Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов в ДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбаковадр.// Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск б. Часть I / сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. -С. 67 -73.
  2. Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.-М. : Мозаика-синтез, 2010-112 с.
  3. Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. -Волгоград: Перемена, 2001.—83 с.
  4. Залешина, С.А. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в ДОУ [Текст] / С.А. Залешина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII науч. конф. — Самара: АСГАРД, 2017. — 70 с.
  5. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду / Т.Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2018 – 146 с.
  6. Марецкая, Н.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И.Марецкая // Дошкольная педагогика. – № 3. – 2019 — 131 с.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
  8. Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. -С.148-149.
  9. Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html