УДК 373.24
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№38,
Педагогические науки
Залялиева Миляуша Азатовна
Ключевые слова: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОТРУДНИЧЕСТВО; LABOR EDUCATION; PROJECT ACTIVITY; COOPERATION.
Под трудом понимается целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Труд занимает существенное место в реализации педагогической деятельности, об этом свидетельствуют работы таких авторов как А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов, В.И. Тютюкин, Д.Б. Эльконин.
Эффективным средством, содействующим решению трудовой задачи, является проектная деятельность. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Учеными доказано, что проектная деятельность направлена на активное и личностно-значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком различных видов деятельности. Научно-теоретические основой использования проектных технологий в дошкольном образовании являются работы Е. Н. Беловой[1], Н. Е Вераксы [2], Е. С. Евдокимовой [3], Л. С. Кисевой [7], М. Б. Чуриловой [8].
По словам Л.В. Свирской, «…под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» [6].
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или создавать её; стараться пробудить к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными [4].
Нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка это игра, а это значит, что труд тесно связан с игрой. Это очень легко заметить в повседневной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную задачу, часто ребенок переключается на игру. А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения [5].
В области дошкольного образования проект это специально организованный педагогом и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации, завершающихся созданием творческого продукта. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги, а также родители) [9].
Нами был проведён эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад №170» Ново-Савиновского района г. Казани.
Таблица №1
Сравнительный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе по методике С.В. Бабенко «Диагностика трудовой деятельности»
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный этап эксперимента | ||||||
ЭГ | Кол-во детей в % | КГ | Кол-во детей в % | ЭГ | Кол-во детей в % | КГ | Кол-во детей в % | |
Низкий | 6 | 30% | 4 | 20% | 3 | 15% | 2 | 10% |
Средний | 8 | 40% | 6 | 30% | 10 | 50% | 5 | 25% |
Высокий | 6 | 30% | 10 | 50% | 7 | 35% | 13 | 65% |
Для наглядности полученных результатов в таблице №1 представим её в виде рисунка 1.
Рис. 1 Сравнительный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе по методике С.В. Бабенко «Диагностика трудовой деятельности».
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по формированию положительного отношения к труду, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 3 детей (15%), на среднем уровне 10 детей (50 %) и на высоком уровне находятся 7 детей (35 %).
В контрольной группе на низком уровне 2 ребёнка (10%), 5 детей (25%) на среднем уровне и 13 детей (65%) на высоком уровне.
Многие дети, которые раньше имели низкий уровень данного показателя, теперь имеют средний или высокий уровень. Например, Денис начал доводить начатое дело до конца, а не отвлекаться на всякие раздражители; Шарифа теперь без напоминании идёт мыть руки каждый раз после прогулки и туалета.
Таблица №2
Сравнительный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе по методике Г. А. Урунтаевой «Опрос детей «Изучение трудовой деятельности ребёнка в семье»
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный этап эксперимента | ||||||
ЭГ | Кол-во детей в % | КГ | Кол-во детей в % | ЭГ | Кол-во детей в % | КГ | Кол-во детей в % | |
Низкий | 4 | 20% | 2 | 10% | 2 | 15% | — | — |
Средний | 8 | 40% | 8 | 40% | 9 | 50% | 7 | 35% |
Высокий | 8 | 40% | 10 | 50% | 9 | 35% | 13 | 65% |
Для наглядности полученных результатов в таблице №2 представим её в виде рисунка 2.
Рис. 2 Сравнительный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группе по методике Г. А. Урунтаевой «Опрос детей «Изучение трудовой деятельности ребёнка в семье»
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по формированию положительного отношения к труду, мы видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 2 ребёнка (10%), на среднем уровне 9 детей (45%) и на высоком уровне находятся 9 детей (45%).
В контрольной группе на низком уровне никого не оказалось (0%), 7 детей (35%) на среднем уровне и 13 детей (65%) на высоком уровне.
С помощью диагностики по методике Г. А. Урунтаевой «Опрос детей «Изучение трудовой деятельности ребёнка в семье» уровень детей повысился с низкого на более высокий. К примеру, Оскар начал проявлять интерес к труду, с удовольствием рассказывает, как он помогает маме вытирать пыль; Ильяс теперь выполняет работу по дому без капризов, старается обойтись без помощи родителей.
35% детей экспериментальной группы поднялись на высокий уровень сформированности положительного отношения к труду. Дети контрольной группы за время опытно-экспериментальной работы показали незначительную динамику развития: всего 2 ребёнка поднялись с низкого уровня на уровень выше.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась: если использовать проектную деятельность, формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным.
Важно понимать, что трудовое воспитание имеет в качестве основной своей задачи направленность на развитие личности. Здесь труд ориентирован прежде всего на развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников, а также на его воспитание. Трудовое воспитание прежде всего направлено на снятие эмоционального напряжения, мотивацию дошкольника к овладению учебным процессом, построению хороших взаимоотношений в коллективе сверстников и с другими сотрудниками детского сада.
Список литературы
- Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов в ДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбаковадр.// Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск б. Часть I / сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. -С. 67 -73.
- Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.-М. : Мозаика-синтез, 2010-112 с.
- Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. -Волгоград: Перемена, 2001.—83 с.
- Залешина, С.А. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в ДОУ [Текст] / С.А. Залешина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII науч. конф. — Самара: АСГАРД, 2017. — 70 с.
- Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду / Т.Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2018 – 146 с.
- Марецкая, Н.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И.Марецкая // Дошкольная педагогика. – № 3. – 2019 — 131 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
- Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. -С.148-149.
- Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html