УДК 351.851

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

№38,

Экономические науки

Мельник Елена Вадимовна


Ключевые слова: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ; КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTION; LOCAL SELF-GOVERNMENT; CULTURAL MANAGEMENT; CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES.


Аннотация: В современном общественном сознании, а также большей части экспертного сообщества, устоялось представление об уникальности отечественной системы управления культурно-просветительскими учреждениями, так как советская система не имела аналогов по комплекту ее основных характеристик. Постсоветская система управления культурно-просветительскими учреждениями сохранила такие элементы как наличие бесплатных программ, наличие самостоятельной системы организации внеурочных занятий. Но при этом, часть культурно-просветительских услуг стала предоставляться на платной основе. В связи с чем утверждение об уникальности отечественной системы управления культурно-просветительскими учреждениями достаточно преувеличено. Однако, именно сложившееся положение и открывает перспективы для сопоставления российской организации системы управления с зарубежной.

Так, в таких странах, как Сингапур, Япония, Англия, Франция, Австралия, основными провайдерами культурно-просветительских услуг являются школы. При этом, в Сингапуре и Японии участие на таких занятиях обязательно, а в Англии и Австралии – желательно.

В таких странах, как Швеция, Франция, Германия, культурно-просветительское образование предоставляется вне школ на местном уровне. В Швеции и Франции оно организовано в коммунах, в Германии – в федеральных землях, с США управляется на уровне штатов. В Чехии культурно-просветительское образование предоставляется центрами свободного времени и клубами, которые работают при школах, при этом в данных клубах могут обучаться люди различного возраста, вне зависимости от места их постоянного проживания.

Разнообразие организаций культурно просветительского образования в сочетании с особенностями распределения полномочий между ведомствами и уровнями управления создает достаточно сложные конфигурации. Так, например, музыкальные и художественные школы городов Германии руководствуются регламентами территориальных министерств культуры и образования. В свою очередь, молодежные центры и клубы, реализующие широкий спектр программ культурно-просветительского образования, руководствуются федеральным законодательством и целевыми программами правительства, которые ежегодно дополнительно к местным бюджетам выделяют бюджетное ассигнование на их развитие.

Культурно-просветительское образование на базе школ в большинстве стран бесплатно или за небольшую плату. В США активную поддержку получило направление, которое связано с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках, с которыми сотрудничают школы. Органы управления образованием обеспечивают транспорт для осуществления такого рода обучения.

Сектор некоммерческих организаций, реализующий программы культурно-просветительского образования, отличается от отечественного, большим разнообразием по масштабу и тематике, а также формам работы. Данные организации получают поддержку в виде грантов, которые финансируют органы местного самоуправления, региональные власти и правительство, а также благотворительные фонды. Так, в Лондоне каждый округ имеет свой собственный Общественный фонд, который позволяет оказывать финансовую поддержку школьным клубам для молодежи, действующим вне стен школы. Кроме этого, такие клубы часто освобождаются местными властями от арендной платы. В ряде стран активными участниками системы культурно-просветительского образования являются религиозные сообщества.

За последние полтора десятилетия в мире, наиболее отчетливо в Европе, отрасли культурно-просветительского образования уделяется все больше внимания. Во многих странах те занятия, которые относились как дополнительное образование, теперь рассматриваются как образовательные.

При этом, государственная поддержка культурно-просветительского образования во многих странах строится на основе программ, которые направлены на достижение определенных целей, таких как дать такие знания, которые необходимы для самостоятельной жизни и трудоустройства, участие граждан в жизни общества, привлечение людей к активной позиции, содействие личному становлению.

В большинстве стран культурно-просветительские учреждения не регламентируются на государственном уровне и не имеют единого субъекта управления. В то же время в Сингапуре и Великобритании приняты регламентирующие документы, которые определяют требования к условиям для занятий дополнительным образованием, которые должны быть созданы провайдерами. В Великобритании существует национальная система контроля качества услуг культурно-просветительских учреждений, которая была создана и развивается общественными организациями на средства из государственного бюджета. В Финляндии действует механизм системы валидации неформального и информального образования.

Таким образом, в мировой практике существует три типа финансирования в сфере культурно-просветительских учреждений:

— финансирование за счет сборов;
— финансирование за счет сборов, частных вкладов, общественных пожертвований;
— финансирование за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований.

Так, первые два типа широко распространены в США и Англии, третий тип финансирования, так называемый смешанный тип, распространен как европейских странах (Германия), так и в Российской Федерации.

Основу многоканальной системы финансирования государственных культурно-просветительских учреждений составляет государственное финансирование, которое осуществляется за счет бюджетных ассигнований различных уровней, осуществляемое в прямой и косвенной форме.

Прямое бюджетное финансирование устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета и осуществляется по ряду направлений:

— финансирование культурных программ национального и регионального значения;
— финансирование текущих расходов культурно-просветительских учреждений;
— финансирование капитальных вложений;
— целевые трансферты, гранты учреждениям культурно-просветительской деятельности.

Косвенное финансирование включает в себя:

— налоговые и таможенные льготы;
— льготы по оплате коммунальных услуг;
— предоставление льготных кредитов;
— налоговые льготы для частных пожертвований.

Иными источниками доходов для культурно-просветительских учреждений являются выручка от реализации предоставленных услуг и работ, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности.

Также в структуру негосударственных источников финансирования включены:

— поступления от коммерческих организаций для осуществления совместных с государственными учреждениями мероприятия;
— средства общественных организаций, фондов, ассоциаций;
— пожертвования частных лиц;
— поступления от национальных лотерей, спортивных тотализаторов;
— поступления от лицензирования некоторых видов культурно-просветительской деятельности;
— налоги на доходы телевизионных предприятий, аудиовизуальную продукцию;
— абонентная плата радио и телевизионных программ;
— международная поддержка.

Автор Г.Л. Тульчинский выделяет три основные типа управления культурно-просветительскими учреждениями в зависимости от механизма их финансирования:

— Романский тип – в таких странах, как Италия, Испания, Франция, когда культурно-просветительские учреждения финансируются целенаправленно за счет бюджетных средств. Так, в Италии финансированием культурных мероприятий может заниматься только государство или частные лица, которые пользуются доверием у государства;
— Германский тип – характерен для Германии, стран Скандинавии. В этих странах центральным властям оказывается только патерналистическая поддержка, при этом государственная поддержка осуществляется преимущественно из местных бюджетов или через независимые структурные фонды.
— Англо-американский тип – в данном случае государство выступает как вдохновитель определенных направлений, финансирование осуществляет только частные инвесторы, либо государством предоставляются льготы. Так, в основе американской системы – сокращение налогов, для тех, кто выступает меценатом. В условиях льготного налогообложения предприятия теряют меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения именно крупным предприятиям выгодна благотворительность.

Таким образом, российская система управления культурно-просветительскими учреждениями обнаруживает как сходства, так и отличия в сопоставлении с аналогичными системами управления в зарубежных странах. Наиболее заметной особенностью следует признать наличие крупной сети системы государственных учреждений культурно-просветительского образования, а также способы их финансирования.


Список литературы

  1. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. — М.: Академия, 2022. — 192 с.
  2. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
  3. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. — М.: Лань, 2017.- 160 с.
  4. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности / А.В. Каменец, И.А. Урмина. — М.: Юрайт, 2021. — 316 с.
  5. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебник и практикум: моногр. / С.Г. Коленько. — М.: Юрайт, 2020. — 370 c.
  6. Кузнецов, А.Ф. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / А.Ф. Кузнецов, Г.С. Никитин. — СПб.: Лань, 2020. — 528 c.