УДК 351.851

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

№38,

Экономические науки

Мельник Елена Вадимовна


Ключевые слова: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ; КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTION; LOCAL SELF-GOVERNMENT; CULTURAL MANAGEMENT; CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES.


Аннотация: Прогрессивный вектор развития современного общества требует взаимообусловленности функционирования всех компонентов его структуры. При этом, неотъемлемой и важной частью каждого из компонентов структуры выступает культура и комплекс различных ее форм – материальная, духовная, коммуникативная, производственная, профессиональная, информационная, связанных с созидательной деятельностью людей. Именно культурный фактор регулирует нормативы социального поведения людей, определяет их социальный статус, обеспечивает экономическую и социальную стабильность, гражданское согласие, толерантное существование различных слоев общества, сохранение, поддержание и укрепление единства государства. Таким образом, полноценное культурное обеспечение должно предусматривать гарантированное удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей, что обеспечивается управлением культурно-просветительскими учреждениями.

Под управлением культурно-просветительскими учреждениями понимается деятельность, которая направлена на эффективную организацию функционирования отраслей, учреждений и иных институтов сферы культуры для достижения ими поставленных в государственном или муниципальном задании целей и выполнения общественной миссии [4].

В целом, управление в сфере культуры ориентировано на достижение как количественных показателей, так и качественных, а также состоит из глубокого анализа и выявления тенденций и предвидении динамики производства духовных ценностей.

Управление культурно-просветительскими учреждениями – это система управленческой деятельности, которая обеспечивает успешное функционирование различных культурных и социальных институтов, призванных осуществлять социально-значимую деятельность.

Социальную значимость управления культурно-просветительскими учреждениями в современном обществе сложно переоценить, она обеспечивает информирование воспитания человека, убеждает и социализирует личность в обществе, воспитывает толерантность и так далее.

Основными отраслями культурно-просветительской деятельности являются:

— музейное дело;
— дома и дворцы культуры;
— дополнительное образование в области культуры и искусства;
— театральное искусство;
— организация кинематографии;
— концертная деятельность;
— библиотечное дело.

Каждая социальная система имеет сложную структуру, так как в ее состав входят различные подсистемы, и в то же время она и сама может быть частью – подсистемой, системы другого уровня, так и управление культурно-просветительскими учреждениями, как система включает в себя следующие составляющие:

— образовательная или функциональная подсистема;
— социально-образовательные общности педагогов и учащихся;
— учебно-воспитательный процесс как вид культурно-просветительской деятельности.

При этом, каждая из представленных составляющих может быть представлена как отдельная система, у которой также может быть своя собственная структура.

Так, в образовательной подсистеме выделяют:

— систему управления и координации различных уровней – директор, заместители директора, заведующие;
— финансовое и материально-техническое обеспечение – ремонт, строительство, оснащение культурно-просветительского учреждения учебным оборудованием;
— подготовка и повышение квалификации кадров – курсы повышения квалификации, стажировки, дополнительное образование;
— оснащение культурно-образовательного процесса – библиотеки, инструменты, компьютерные классы;
— социально-бытовое обеспечение – подсобные помещения, столовые;
— дополнительное социально-культурное обеспечение – посещение музеев, кружков, секций;
— общественные объединения – педагогический совет, попечительский совет.

Таким образом, представленные элементы системы существуют как формальные организации, имеют свои функции контроля, вертикальные и горизонтальные связи, а их взаимодействие создает образовательную подсистему культурно просветительского учреждения.

Социально-образовательные общности педагогов и учащихся являются основными участниками культурно-просветительской деятельности. При этом, общность педагогов дифференцируется:

— по должностным позициям – начальник – подчиненный, основной состав – вспомогательный состав;
— по предметной направленности;
— по уровню классификации, по категориям, стажу работы.

Общность учащихся делится по:

— структуре учебной группы – лидеры, аутсайдеры, рядовые;
— особенностям группового поведения и мышления;
— учебной мотивации;
— профессиональной ориентации.

Учебно-воспитательный процесс как вид социокультурной деятельности направлен на передачу культурно-просветительского опыта, трансляцию социальных ценностей, формирование базовой культуры личности учащихся, определенного типа культурных и межличностных отношений.

Таким образом, функционирование и развитие управления культурно-просветительскими учреждениями определяет соотношение функциональных подсистем, характер взаимодействия социально-образовательных общностей, а также ценностное содержание и способы культурно-просветительской деятельности.

Согласно мнению В.С. Пикельной и Т.И. Шамова, выделяют следующие принципы управления культурно-просветительской деятельностью:

— принцип оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации управления;
— принцип плановости и перспективности;
— принцип отбора и расстановки кадров;
— принцип научности и эффективности управления;
— личностный подход, сочетание прав, обязанностей и ответственности участников культурно-просветительской деятельности;
— принцип демократизации и гуманизации управление культурно-просветительским учреждением.

Таким образом, реализация культурно-просветительской деятельности согласно представленным принципам, позволяет реализовывать основные цели культурно-просветительских учреждений.

Основными методами культурно просветительской деятельности являются:

— экономические – направлены на стимулирование сотрудников и формирование мотивации;
— организационно-педагогические;
— социально-психологические – обеспечивают управление коллективом преподавателей, учащихся и создание благоприятной психологической обстановки в учреждении.

Также выделяются функции управления культурно-просветительскими учреждениями, осуществляемые последовательно и взаимосвязано для достижения поставленных целей: планирование; организация, координирование, контроль, регулирование, учет.

В работе Т.И. Шамовой существует следующая градация функций управления культурно-просветительскими учреждениями:

— информационно-аналитическая – направлена на создание системы информационного обеспечения культурно-просветительского учреждения;
— мотивационно – целевая – направлена на прогнозирование и планирование способов и средств достижения поставленных целей, коррекции и контроля получаемых результатов;
— планово-прогностическая функция – направлена на разработку программ развития культурно-просветительского учреждения или комплексно-целевых программ, которые характеризуются единством целей и условий реализации, сочетанием долговременного и краткосрочного планирования;
— организационно-исполнительная функция – направлена на выявление взаимосвязи между сотрудниками учреждения, распределение полномочий и должностных обязанностей;
— контрольно-диагностическая – сочетает внутренний и внешний контроль с самоконтролем и самооценкой, применении диагностики и самодиагностики;
— регулятивно-коррекционная функция – направлена на коррекцию управленческой деятельности на основе анализа причин или результатов контроля.

Таким образом, основные функции управления культурно-просветительским учреждением позволяют планомерно и целенаправленно осуществлять культурно-просветительскую деятельность.

Существуют следующие виды управления культурно-просветительскими учреждениями:

— мотивационное управление – комплекс мер, направленный на создание благоприятных социально-психологических условий работы и формирования мотиваций сотрудников;
— партисипативное управление – характеризуется использованием коллективных методов управления или коллективной мыслительной деятельностью для решения проблем учреждения;
— инновационное управление – руководство инновационной деятельностью организации;
— стратегическое управление – направлено на реализацию стратегии от будущего к настоящему, обеспечение равновесия между учреждением и внешней средой в условиях рыночной экономики.

Таким образом, представленные виды управления культурно-просветительскими учреждениями позволяют наиболее полно и эффективно раскрыть их потенциал.

Итак, культурно-просветительские учреждения – это система учреждений дополнительного и внеурочного образования и просвещения. В данную деятельность включены самые большие и широкие слои населения, что позволяет значительно влиять данной отрасли на общественные процессы в государстве. Управление культурно-просветительскими учреждениями – это система управленческой деятельности, которая обеспечивает успешное функционирование различных культурных и социальных институтов, призванных осуществлять социально-значимую деятельность. Сложность и многогранность данного процесса определяется взаимодействием его основных элементов, обеспечивающих реализацию основных целей системы.


Список литературы

  1. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. — М.: Академия, 2022. — 192 с.
  2. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
  3. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. — М.: Лань, 2017.- 160 с.
  4. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
  5. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
  6. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.