УДК 37

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

№38,

Педагогические науки

Сабитова Виктория Левоновна


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА; ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК; PEDAGOGICAL PROCESS; FICTION; HISTORICAL SOURCE.


Аннотация: В статье рассмотрены цели использования и дидактические возможности художественной литературы на уроках истории. Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории, становится неиссякаемым историческим источником.

Современная система образования делает акцент на развитии личности, способной применять имеющиеся у нее знания в реальной жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед современной школой и учителям и задачу сформировать у обучающихся «универсальные учебные действия», которые обеспечат им умение учиться, а также позволят школьникам самосовершенствоваться и развиваться. Универсальные учебные действия (УУД) могут сформироваться у индивида путем присвоения ему социального опыта. Все действия, совершаемые учеником осознанно, формируют у него определенные знания, умения, навыки .

Современный мир диктует обществу все более быстрый темп жизни. Человеку для того, чтобы реализовать себя в быстро меняющемся мире, необходимо обладать рядом умений: владеть языками, правильно строить свою речь, быстро ориентироваться и находить нужную информацию, излагать свои мысли в письменной и устной форме, быть тактичным и уметь вести дискуссии, высказываться по той или иной проблеме.

В связи с этим перед современной системой образования стоит важная задача: формирование компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах.

Проблему формирования УУД можно успешно решить путем использования художественной литературы в процессе обучении истории. Применение произведений художественной литературы на уроках истории стало необходимым элементом в процессе обучения истории, так как выполняет три важные функции: во-первых, создание художественно–исторического образа, представления, явления; во-вторых, анализ созданного исторического образа; в третьих, деятельное введение учащихся в ситуацию взаимодействия и сопереживания историческим личностям в конкретных исторических событиях .

Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках. Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель.

М. Горький однажды отметил: «А много ли может дать ребятам учебник, скажем школьный курс истории, – если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов, которые дали бы детям представления о различных эпохах и действующих лицах истории». Словами великого классика мы хотим подтвердить важность использования художественной литературы для обучения детей истории, а также показать одну из целей ее применения: формирование научно-исторических представлений у учащихся за счет художественных образов .

Широкое применение исторической беллетристики – одно из условий эффективного обучения истории. Она способствует лучшему пониманию учениками событий прошлого и в то же время помогает им почувствовать и увидеть «краски и дух эпохи». Ее использование в преподавании дает возможность сжать и конкретизировать огромный исторический материал, сформировать у учащихся яркие образы прошлого, которые составляют неотъемлемую часть их исторических представлений.

Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагмент произведений учитель привлекает, что 6ы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание .

Еще одной немаловажной целью привлечения художественной литературы является эмоциональное воздействие на учеников, которое важно для создания духовно-нравственных идеалов и воспитания патриотических качеств в ребенке путем прочтения соответствующих отрывком учениками или за счет эмоционального слова учителя.

Основная цель использования художественной литературы на уроках истории – это сформировать у школьников эмпатию.

Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир .

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии .

Все, что относится к эмоциональному восприятию и воспитанию происходит только благодаря произведениям художественной литературы, потому что под ее влиянием у детей также формируется мораль.

Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.

Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение . Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Школьный учебник, к сожалению, не может вызвать у школьников бурю чувств. Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого . Например, чтобы учащиеся девятого класса более четко представили себе облик Наполеона, можно зачитать отрывок из «Войны и мира» Льва Толстого. «… подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем-то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно, как будто и не было этих двух тысяч людей, которые, не дыша, смотрели на него и на полкового командира.

Раздался крик команды, опять полк, звеня, дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го-го-го-ство!». И опять все замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.

По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как, наклоненный вперед, ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк благодаря строгости и старательности полкового командира был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только двести семнадцать человек. И все было исправно, кроме обуви. Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо».

Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания .


Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года No 986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный № 19682)
  3. Джумакаева Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе // Молодой ученый. – [Электронный ресурс] – URL https://moluch.ru/archive/62/9611/
  4. Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. – [Электронный ресурс] – URL https://moluch.ru/archive/93/20695/
  5. Осипова. Т.Г. Уроки истории-уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока // Преподавание истории в школе. 2018. №6. – С.5 6.
  6. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История: Еженедельное приложение к газете 1 сентября. – 2001. № 44. – С. 7-13.
  7. https://www.chitalnya.ru/work/1200911/