УДК 351.756

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РФ

№38,

Юридические науки

Налисник Елена Владимировна


Ключевые слова: ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ; МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ; FOREIGN CITIZENS; STATELESS PERSONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; BORDER CROSSING; MIGRATION PROCESSES.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы особенности административной ответственности за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. В завершении исследования автором предложены мероприятия, направленные на унификацию процессуального законодательства и упрощение правовых процедур, применяемых правоприменительными органами в процессе рассмотрения дел о нарушении порядка въезда выезда с территории РФ.

В условиях глобализации миграционных процессов, существующего экономического и демографического кризисов и эволюции мировой экономики такое явление, как трудовая миграция, выходит на совершенно новый уровень развития. Традиционно трудовую миграцию связывают с желанием человека изменить в лучшую сторону условия своего труда, перемещаясь либо внутри своей страны, либо пересекая границы других государств. Так или иначе, трудовая миграция населения есть и остается сложным социальным процессом на протяжении последних десятков лет.

Факт привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности означает, что в их правовом статусе имеются особенности как материально-правового, так и процессуального характера. Проблематика административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации становится все более актуальной, так как не все иностранные граждане и лица без гражданства являются законопослушными и правопослушными, а наоборот, допускают в повседневной жизни нарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, личной безопасности, охраны прав и свобод граждан [3, с. 68].

Въезд и выезд с территории РФ независимо от продолжительности, причин и состава охватывает любое перемещение населения, включая, прежде всего, передвижение беженцев, выселенных людей и мигрантов. Как пространственное передвижение населения миграция характерна всем группам человеческого общества, однако в связи особенностями интенсивности, направленности и с учетом качественных и количественных показателей состава миграционных потоков ее экономические, социальные и демографические последствия сильно отличаются.

В связи с изложенным следует отметить происходящие в последние годы события в Северной Африке, Центральной, Западной и Средней Азии, на юго-востоке Украины, сопровождающиеся бегством населения в некоторых случаях от угрозы жизни и здоровью, в других -бедности и нищеты, в третьих — в поисках «лучшей жизни» и т. д. Вследствие этого процессы въезда и выезда, протекающие в нелегальном режиме, не редко оказывают негативное влияние как на внутреннюю политику государств, так и на межгосударственные отношения.

В настоящее время в России въезд и выезд населения считается одной из самых серьезных проблем в государстве. Особое географическое и политическое положение Российской Федерации, а также свободный въезд на территорию России из-за прозрачности границ со странами Союза Независимых Государств — все это привело к формированию достаточных условий для проникновения на территорию России больших потоков нелегальных мигрантов.

По сведениям Федеральной миграционной службы России, в 2021г. в Россию въехали иностранных граждан и лиц без гражданства 17 281 971 человек. По оценкам миграционной службы, общее число нелегальных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, за последние полгода сократилось в два раза, по состоянию на февраль 2022 г. их насчитывалось около 2 млн человек относительно 4,5 млн в сентябре 2021 г., что было обусловлено падением курса рубля и ужесточением законодательства [4].

Глава 18 КоАП РФ [1] включает в себя двадцать состава административных правонарушений, объединенных единым родовым объектом, включающий широкий круг миграционных отношений:

— режим соблюдения пограничного режима при пересечении Государственной границы в различных пунктах пропуска (18.1-18.7, 18.11, 18.14 КоАП РФ);
— режим пребывания (проживания) на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.8 КоАП РФ), включая и специальных субъектов (ст. 18.12 КоАП РФ), а также обеспечение пребывания (проживания) иностранных граждан принимающей стороной (ст. 18.9 КоАП РФ);
— режим трудовой миграции (ст. 18.10, 18.15-18.17 КоАП РФ);
— режим соблюдения обязанностей по уведомлению государственных органов о передвижении иностранных граждан по территории РФ, а также осуществлению трудовой деятельности (ст. 18.19, 18.20 КоАП РФ).

Особенностью объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных в гл. 18 КоАП РФ выступает наличие бланкетных диспозиций, которые при квалификации административных правонарушений отсылают к различным нормативным актам, регламентирующим соответствующие правила.

Кроме того, в число признаков объективной стороны административных правонарушений включены место и повторность:

а) место совершения административного правонарушения (ст. 18.16 КоАП РФ — нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)), отдельные составы главы 18 КоАП РФ указывают местом совершения административных правонарушений в сфере миграции города Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская область);
б) повторность (повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений по ст. 18.8, 18.10 КоАП РФ).

Во-вторых, субъектами административных правонарушений, предусмотренных в главе 18 КоАП РФ являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица. Кроме общего субъекта, можно выделить и широкий круг специальных субъектов.

К ним относятся собственники или наниматели жилых помещений, должностные лица, беженцы, вынужденные переселенцы, работодатели, образовательные организации и другие. Физические лица, чтобы выступать в качестве субъекта административной ответственности, должны достичь возраста 16 лет.

Субъективная сторона административных правонарушений в сфере въезда и выезда с территории РФ характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Значительную роль в укреплении законности и правопорядка, равно как и правовой охраны миграционных отношений выполняют меры административной ответственности. Эффективное регулирование общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления миграционными процессами, невозможно без административно-юрисдикционной деятельности по привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства [2, с. 173].

Применение административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства является крайней мерой, применяемой к нарушителям, которая, в свою очередь, требует от судей учитывать все обстоятельства, предшествующие совершению данного правонарушения привлекаемым к ответственности лицом; при этом суды должны осторожно и взвешенно рассматривать дела данной категории и принимать решения, основанные на точном соблюдении норм действующего административного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, необходимо дополнить ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» нормами, предусматривающими возможность отмены или сокращения срока запрета на въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства (п. 2 ст. 27) в случае объявления административной амнистии.

В целом, проведение данных мероприятий направлено на унификацию процессуального законодательства и упрощение правовых процедур, применяемых правоприменительными органами в процессе рассмотрения дел о нарушении порядка въезда выезда с территории РФ, на повышение эффективности и качества правосудия и иных правоохранительных органов.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Малышев Е.А. Актуальные про¬блемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 25 .03. 2016 г.: в 3-х томах / под ред. д.ю.н. Ю.Е. Аврутина, д.ю.н. А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. Т. I. С. 173.
  3. Полякова Н.В. Актуальные вопросы квалификации административных правонарушений по главе 18 КоАП РФ // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2020. — № 3-3. — С. 68.
  4. Сводка основных показателей по миграционной ситуации в Российской Федерации Главного управления по вопросам миграции МВД России. — URL: https: // www. xn-b1aew.xnp1ai/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/9338947/ (дата обращения: 04.07.2022).